О поступившей от Филева и его супруги Натальи просьбе «Ведомостям» рассказал Лебедев. В письме владельцу Национальной резервной корпорации (НРК, копия есть у «Ведомостей») те просят отказаться от исполнения подписанного ранее сторонами коммюнике об объединении авиаактивов. Мотив решения такой: «В связи с повышенным вниманием к деятельности авиакомпании». Других аргументов в письме не приводится. Но к переговорам можно вернуться в более благоприятное время, пишут Филевы. Источник, близкий к ним, подтвердил факт существования письма. Представитель «Сибири» вчера не отвечал на телефонные звонки.

А ведь Лебедев под эту сделку попросил государство выкупить часть его доли в «Аэрофлоте». Вчера он направил письма первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьеру Сергею Иванову (копии есть у «Ведомостей»), в которых от лица НРК предложил правительству выкупить 14—15% акций «Аэрофлота» (половину имеющегося пакета) примерно за $450 млн (средневзвешенная цена за полгода на бирже). Эта сумма, пишет Лебедев, необходима для покупки у государства же 26% акций «Сибири», а также для рекапитализации и рефинансирования «Сибири». Письма чиновникам Лебедев направил до получения корреспонденции от Филевых: в его посланиях сообщается, что они на вхождение НРК в состав акционеров «Сибири» согласны. В аппарате Шувалова подтвердили факт получения письма, но комментировать его не стали. В аппарате Иванова на вопросы «Ведомостей» не ответили.

В чем реальная причина отказа Филевых от договоренностей с НРК, Лебедев не знает. Но он не сильно расстроен: «Гора с плеч».

«Сибирь» может не выжить без получения дополнительных кредитов из-за чрезмерной долговой нагрузки, говорил ранее Филев (кредиты и займы на конец сентября были равны 11,5 млрд руб.). Государство выделило 30 млрд руб. на льготные кредиты для авиакомпаний. Но «Сибири», якобы из-за позиции министра транспорта Игоря Левитина, денег не дают, написал недавно Филев президенту Дмитрию Медведеву. По версии авиатора, чиновник требует слияния «Сибири» с «Аэрофлотом». Представитель «Аэрофлота» Лев Кошляков вчера заявил, что переговоры по объединению с «Сибирью» не ведутся.

Заступились за Филевых и председатели комитетов Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев и по промышленности Юрий Маслюков. Оба написали письмо Шувалову (имеется у «Ведомостей», Шишкарев существование письма подтвердил) с просьбой рассмотреть возможность предоставления господдержки «Сибири». А источник, близкий Филеву, говорит, что сегодня гендиректор «Сибири» будет встречаться с Шуваловым, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Эту информацию подтвердил чиновник правительства.

Если государство выделит «Сибири» деньги, необходимость в помощи Лебедева отпадет, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Отказался от крыльев

Кроме изменений в составе акционеров «Сибири» коммюнике Филевых и Лебедева предполагало объединение компании с принадлежащими Лебедеву Red Wings, Blue Wings и авиализинговой Alpstream. Такая компания стала бы крупным заказчиком Ту–204 и, возможно, RRJ, указывает Лебедев.

Справка

«Сибирь» — второй по величине авиаперевозчик России
Пассажиропоток — 5,25 млн человек (10 месяцев 2008 г., данные ТКП).
Акционеры: гендиректор ЗАО «Группа компаний S7» Наталья Филева — 63,26%, государство — 25,5%.
Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г., РСБУ):
выручка — 31,9 млрд руб.;
чистая прибыль — 157,14 млн руб.