Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемый Владимир Владимирович!

В своём апрельском «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» Вы акцентировали внимание аудитории на следующем: «Если сейчас, когда созданы предпосылки для серьёзной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмёт бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию, ...а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и всё большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей». Лучше не скажешь.

В этой связи считаю необходимым просить Вас обратить внимание на принятие Правительством Российской Федерации экономически сомнительного решения о многомиллиардном государственном финансировании проекта создания регионального самолёта Russian Regional Jet (RRJ), который СМИ уже окрестили «миражом». На его проектирование и сертификацию государственная корпорация «Сухого» просит почти 1  млрд. долл. США, на создание двигателя к нему — ещё 300 млн. евро. При этом, как отмечают специалисты ведущих институтов ЦАГИ, ГосНИИ Гражданской Авиации, «несмотря на различие концепций проектов, самолёты семейств Ан–148–100/200 и RRJ–75/95 близки по техническому уровню и не имеют принципиальных различий в функциональных возможностях, качестве перевозок, топливной эффективности, ресурсных характеристиках и показателях эксплуатационной технологичности между собой и в сравнении с западными аналогами».

Получается, что даже в проекте RRJ проигрывает уже созданным самолётам, в частности, Ан–148 совместного российско-украинского производства. Затраты нашей страны для развёртывания серийного производства этих моделей составят соответственно 100 млн. долл. США (Ан–148) или 1,5 млрд. долл. США (RRJ), а сроки — 1 год и 4—5 лет.

Цена RRJ (по каталогу — 27,3 млн. долл. США) уступает российско-украинскому Ан–148 (20 млн. долл. США) и сравнима с ценами лучших зарубежных аналогов (ERJ–195 фирмы «Эмбраер» стоит по каталогу 30 млн. долл. США). Как отмечают эксперты, скорее иностранные авиаперевозчики доплатят эти 10% разницы и возьмут проверенные самолёты «Эмбраера» или «Бомбардье». Поэтому планы создателей RRJ продать 800 самолётов, в том числе более 500 на мировом рынке, не представляются реальными.

Лоббисты из состава госчиновников буквально «выбивают» десятки миллиардов рублей из госбюджета и госбанков, оказывают давление на «Аэрофлот» как на возможного заказчика. Получается, что огромные государственные деньги будут израсходованы на создание самолёта, по своим параметрам аналогичного уже существующим, но который появится спустя только несколько лет, то есть заведомо явится неконкурентоспособной моделью.

Сроки создания RRJ уже неоднократно менялись в сторону увеличения. Нет никаких гарантий, что заявляемые сегодня сроки сертификации и начала серийных поставок будут выдержаны. Для создания преференций данному проекту в Правительстве Российской Федерации принято решение об отмене пошлин на ввозимые комплектующие только для самолётов RRJ. Тем самым проявлена дискриминация в отношении других российских самолётов, использующих иностранные компоненты.

С целью поддержания престижа RRJ самолёт предлагается продавать намного ниже себестоимости производства. На подписании контракта с «Аэрофлотом» на 30 самолётов RRJ было заявлено, что как первый заказчик «Аэрофлот» получит существенную скидку (то есть продажная цена составит 18—19 млн. долл. США). Поскольку заводы-изготовители RRJ (Новосибирское и Комсомольское–на–Амуре АПО, входящие в АКХ «Сухой») принадлежат государству, то источником покрытия дефицита может служить только государственный бюджет. На сделке с «Аэрофлотом» объём таких дотаций превысит 300 млн. долл. США.

Узнав о таком низком уровне цен, другие покупатели RRJ вряд ли согласятся на более высокую, экономически оправданную цену. Поэтому можно ожидать, что на всей заявленной «программе» продаж в 800 самолётов цифра дотаций из российского бюджета составит сотни миллионов долларов.

На фоне энергичного продвижения проекта RRJ на уровне заинтересованных ведомств осуществляется фактическое противодействие серийному производству Ан–148. Он объявляется «иностранным» — украинским, хотя будет собираться в г. Воронеже, а его комплектация на 70% осуществляется в России. Для начала серийного производства требуется всего 100 млн. долл. США, которые предполагается взять из внебюджетных источников, в том числе с участием авиализинговой компании «Ильюшин Финанс Ко». Полагаю, что именно противостоянием двух проектов RRJ и Ан–148 обусловлены проблемы, возникшие с правоохранительными органами у «Ильюшин Финанс Ко», являющегося основным звеном финансирования проекта Ан–148 в российской и украинской цепочке «авиастроители — авиаперевозчики».

Известно, что зависимость от «дальнезарубежной» комплектации создает серьёзные проблемы авиакомпаниям. Так, например, американцы наложили запрет на поставку в Иран европейских «Эрбасов» с американскими комплектующими. Учитывая что одним из партнёров в производстве RRJ является фирма «Боинг», нет никаких гарантий, что в будущем в таком же положении не окажется Россия.

Кроме того, большая часть российских бюджетных дотаций достанется иностранным комплектаторам самолёта RRJ. На заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября с.г. руководитель АХК «Сухой» признал, что более 60% цены RRJ формируется за счёт иностранных комплектующих. Таким образом, Правительство Российской Федерации за счёт российского бюджета будет дотировать и развивать иностранных конкурентов.

Цели иностранных конкурентов ясны. Тот же «Боинг» не стал полноценным инвестиционным партнёром проекта RRJ, ограничившись ролью отнюдь не дешёвого платного консультанта. Ему выгодно канализировать российские финансы, российские мозги, российский авиастроительный потенциал в сравнительно узкую и самую агрессивную по конкуренции нишу региональных самолётов, в которой он сам не работает, справедливо полагая её рискованной. Тем самым он устраняет Россию с наиболее выгодного рынка среднемагистральных самолётов. Той же тактики придерживается и «Эрбас».

Анализируя мнения неангажированных специалистов, неизбежно приходишь к выводу, что вся затея с RRJ нацелена на одно — получить из государственного бюджета как можно больше средств на «освоение». Никто всерьёз не ожидает, что появится действительно конкурентный и широко продаваемый на рынке самолёт.

Так уже было с региональным самолётом Ту–334, созданным чиновниками ФГУП «РСК МИГ» совместно с «Туполевым». На создание и сертификацию Ту–334 были потрачены сотни миллионов долларов государственных средств, а самолёт не пошёл в серию и не заказывается авиакомпаниями. Теперь госфинансирование Ту–334 закончено, и понадобился новый «эпохальный» проект. Не исключено, что и результат будет такой же.

Негативный опыт бюрократического «освоения бюджетных средств» в авиапромышленности, отсутствие в проекте RRJ реального, независимого контроля в виде парламента, независимой экспертизы и крупных частных инвесторов не позволяет надеяться на эффективное использование привлекаемых в проект финансовых ресурсов. Был бы такой контроль, кто разрешил бы вместо готового самолёта, на запуск серийного производства которого требуется 100 млн. долл. США, начать с нуля делать такой же (если не хуже), но за 1,5 млрд. долл. США?!

Полагаю, что ситуация в авиапромышленности сходна с происходящим в такой отрасли, как строительство доступного жилья. Ведь и в авиапроме «на уровне кланов всё стопорится, не дают развиваться бизнесу в этой сфере, не пускают!» Однако мы искренне надеемся, что Правительство Российской Федерации всё-таки прислушается к Вашим словам о том, что «в наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии».

Уважаемый Владимир Владимирович! Только Ваше личное вмешательство позволит найти объективное решение проблемы. Непредвзятый анализ государственной перспективности двух проектов RRJ и Ан–148 могло бы провести по Вашему указанию Контрольное управление Президента Российской Федерации, а также Совет Безопасности. Следовало бы рекомендовать Госдуме стать органом реального контроля за расходованием государственных средств по подобным проектам.

С глубоким уважением,

Депутат Государственной Думы
А.Е. Лебедев