«АиФ» уже не раз писал о том, как будет развиваться Национальный Резервный банк. Вопросами стратегии в нем ведает председатель Совета Банка Юрий Кудимов, в прошлом — наш коллега, журналист. А сегодня его команда финансистов вынашивает грандиозные планы: как помочь сохранить, преумножить и заработать деньги компаниям и людям по всей России.
Школа для банкиров
— Юрий Александрович, региональное развитие — это, вероятно, еще далеко не полная стратегия банка. Что вы планируете сделать в других направлениях?
— Региональный аспект развития банка сегодня главный по той простой причине, что раньше мы им не занимались. Идея превращения в универсальный банк на базе и капитале НРБ возникла вовремя. До недавнего времени мы кредитовали крупный бизнес. Да, работа на фондовом рынке весьма доходна и выгодна для любого кредитного института. Но сегодня, когда котировки скачут, волатильность высока, можно как много заработать, так и много проиграть. И сейчас для нас важно было разработать стратегию создания и развития разветвленной филиальной сети со множеством точек продаж, где мы могли бы предлагать широкому кругу клиентов стандартные банковские продукты — кредиты, торговое финансирование, ипотеку. Кстати, жилищные кредиты в регионах более востребованы, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас мы разрабатываем и другие розничные продукты и совершенствуем механизм их предложения нашим клиентам. Продолжаем заниматься и оттачиванием нашей стратегии. Хотя она была утверждена в декабре прошлого года и уже полным ходом реализуется, это не значит, что какие-то ее элементы не будут дорабатываться, корректироваться.
— Вы ориентированы на корпоративных клиентов в регионах. Но что же будет с инвестиционной деятельностью банка?
— Мы предложим в регионах и инвестиционные банковские услуги через свои новые точки продаж. Ведь это та сфера, в которой мы издавна работаем и имеем богатейший опыт, свои ноу-хау: в этом смысле мы — настоящий инвестиционный «бутик». Было бы неправильно об этом забыть. И чтобы развивать и совершенствовать это направление нашей деятельности, мы решили заняться кадровыми вопросами — наладить учебу и повысить профессиональную подготовку руководителей региональных точек продаж по «инвестиционному банкингу». Он в стране не очень развит, а специальной подготовкой банкиров такого профиля вообще никто не занимался. Чтобы восполнить этот пробел, наш банк вместе с Финансовой Академией планирует создать специализированный Центр подготовки региональных менеджеров высшего звена. В разработке соответствующих программ нам помогают наши консультанты одной из фирм «Большой четверки» (так называют самые крупные компании по консалтингу в мире. — Ред. ).
— Это будут программы, как МВА?
— Скорее, как курсы. Их темы зависят от специализации наших «учеников» — будут ли это инвестиционные банкиры, кредитные офицеры, бухгалтеры... Эти программы и методики мы тоже будем предлагать рынку, хотя изначально делали их «под себя». Ведь любому региональному банку приходится «обновляться», так как постоянно меняется нормативная база ЦБ. И мы готовы поделиться своими разработками и знаниями с коллегами по «цеху». Надеемся, что Центр заработает уже в июне.
Инвестиции для всех
— Чем вы будете заниматься в сфере инвестиционного банкинга?
— Мы сможем охватить все направления, включая организацию долгового финансирования — у нас в этом деле есть успешные наработки. Мы участвовали в реструктуризации задолженности Украины перед «Газпромом» за поставки газа на 1,5 млрд. долларов (занимались операциями с облигациями внешнего займа, эмитированными Украиной для расчетов за поставки газа), в привлечении средств за рубежом для нужд газовой корпорации, в выпуске ее первых рублевых бондов. Среди других направлений — корпоративные финансы, сделки по слиянию и поглощению, структурные финансы и многое другое. Будем заниматься и консультированием, помогать в правильном структурировании бизнеса. Все эти услуги предложим в регионах, «подогнав» их под своих клиентов — крупные и средние предприятия. Однако, у нас нет амбиций превращаться в «Тройку Диалог» или «Ренессанс Капитал» или делать то, что ВТБ, — собирать «звезд» — инвестиционных банкиров. Наша задача иная: максимально эффективно использовать сеть продаж в регионах, которая сейчас создается, — через 3 года в нее будут входить 100 точек.
— Что за процессы происходят на банковком рынке: розничный ВТБ создает инвестиционный банк, а ваш, напротив, становится более потребительским?
— В 2002 году был «кризис доверия банкам», и команда Андрея Костина приобрела разорившийся «ГУТА» вместе с его региональной сетью. На этой базе создали новый розничный бренд ВТБ–24. А сам «материнский» банк остается в том числе и инвестиционным. Наши стратегии совпадают. Но мы не планируем заниматься ребрендингом и переводить бизнес на новую площадку! Другое дело — инвестиционное подразделение: оно может быть построено на другой площадке. Это даст нам большую свободу действий. Например, кредитному комитету банка иногда весьма сложно утвердить сделку, которую может проводить инвестиционный блок. Регламент есть регламент! В США, например, эти два направления — инвестиционное и коммерческое — разделены категорически, как Великой Китайской стеной!
Акции для ответственного
— И мы перенимаем такой западный опыт или «идем своим путем»?
— Совершенно очевидно: наша банковская система — часть международной. А в Америке инвестиционный банкинг наиболее развит. Все известные миру инвестиционные банкиры вышли именно из Соединенных Штатов Американскую школу не учитывать нельзя — ни нам, ни государственным банкам, ни каким-либо другим.
— Мы — в том числе и часть международного рынка ипотеки. Как вы относитесь к версии, что эти программы у нас скоро могут быть «заморожены»?
— Экономика растет, доходы населения и страны — соответственно. Спрос на жилье только повышается. Государственная поддержка — есть. Так что не думаю. Но процент по этому виду кредитования может вырасти так, что заемщикам будет невыгодно брать ипотеку: за кредитом надо бежать прямо сейчас. Тот, кто взял его в долларах года 4 назад, сегодня очень выиграл: американская валюта упала, а цена на квадратный метр — выросла. Другое дело, когда заем предлагают в экзотических валютах — японских иенах, например. Кто просчитал валютные риски? А вдруг через 15 лет иена будет стоить в разы дороже? Я бы рекомендовал рубли или доллары.
— Вас можно поздравить с тем, что теперь вы полноправный акционер НРБ? В прессе прошли сообщения о том, что владелец банка Александр Лебедев передал вам 20% акций...
— Спасибо! Хочу пояснить: это не сделка купли-продажи — произошел обмен активов. Я был акционером в других компаниях, которые входят в Национальную Резервную Корпорацию. А когда была принята новая стратегия развития НРБанка, ответственность за реализацию которой лежит на мне, я предложил Александру Евгеньевичу консолидировать всю мою собственность именно в этом банке. Это логично. Ведь если стратегия успешна, я приобретаю. Если нет — я теряю. Такой стимул важен. Для топ-менеджеров у нас разработаны специальные бонусы. Всем хочется работать и на общий успех, и на свой собственный.
— То есть вам передали не акции, а ответственность?
— (Смеется. ) Нет, акции я тоже взял!
— Вы рады, что оставили журналистику ради бондов, кредитов и акций?
— Напротив, иногда жалею. Банковское дело скучнее журналистики. Хотя с материальной точки зрения — более интересное. Работая корреспондентом или редактором, я получал бы большее удовольствие. У вас — творчество, у нас — строго прописанные правила, которые честный банк должен неукоснительно соблюдать.
* * *
СПРАВКА «АиФ»
По стратегии развития до 2012, НРБанк трансформируется в универсальную, многофилиальную кредитную организацию, работающую во всех экономически привлекательных российских регионах. При этом активизируется работа Банка как в традиционных для него секторах (крупные корпоративные клиенты, инвестиционные операции), так и в массовом сегменте — средний и малый бизнес, ипотека и розница.
Кредитный портфель увеличится в 30 раз — до 700 млрд. рублей. В течение ближайших трех лет будут созданы не менее 100 точек продаж, из них 25 региональных представительств, в том числе 8 филиалов — уже в 2008 году (Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар). Инвестиции в развитие региональной сети составят 3,4 млрд. рублей. В ближайшие пять лет НРБ намерен войти в «топ-5» крупнейших российских банков. Ожидаемое число клиентов вырастет в 30—40 раз.
Кудимов Юрий Александрович, 54 года. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова и магистратуру Даулинг колледжа (Нью-Йорк) по специальности «Банковское дело и международные финансы». С 1979 по 1994 г работал в «Комсомольской правде», «Новом времени». С 1994 г. занимал руководящие должности в Национальном Резервном банке. С 2004 по 2007 год был его президентом. В настоящее время — председатель Совета Банка.