Президент России Дмитрий Медведев призывает российских миллиардеров проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха». «Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», – заявил Медведев на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.
Он выразил уверенность в том, что эта инициатива будет поддержана, в том числе и директорами школ, поскольку «это все «история жизненного успеха». «На самом деле он может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это как минимум интересно», – сказал глава государства.
Идея хорошая. Т.е. и среди них есть неплохие люди. Антитезис кремлевского госТВ. Но есть и нюансы.
Во-первых, смущает, что критерием жизненного успеха является размер кошелька. Во-вторых, смущает слово «все». Мне не очень понятно, чему могут научить детей большинство чемпионов списка журнала «Форбс» из числа наших соотечественников. Как отхватить у государства – на государственные же деньги – построенный руками рабов ГУЛАГа завод? Как купить у венгров здание торгпредства и впарить его родному правительству по цене в несколько раз больше? Или, может, как взять в ЦБ беззалоговый кредит на миллиард долларов и с этими деньгами умотать в Монако?
Повторюсь. По Платону, есть три добродетели – мудрость, мужество, умеренность (из них вытекает справедливость), к которым не все миллиардеры стремятся (из тех, кто вообще в курсе, что Платон – это не только мой однофамилец). Для многих представителей крупного бизнеса у нас они обратились в коварство, наглость и расточительство, а главным «золотым ключиком» для крупного бизнеса в России стало умение вовремя занести и знание, кому именно занести (в последние годы – оборотням в погонах).
Сам я в любом случае планировал после начала учебного года встретиться с учениками школ в Слободском районе Кировской области, которым по мере сил как депутат стараюсь помогать с ремонтом и оборудованием.
А слабо Д.Медведеву уточнить, кто из сегодняшних, по его мнению, «успешных» бизнесменов, достоин учить детей уму-разуму? Я могу таких назвать. Например, Чичваркин. Или Писарев с Жуковым (группа ПИК). Но как им читать лекции – бизнес-то у них отобрали… А вот Абрамович, Розенберг, Ковальчук и Вексельберг меня, как школьника, вряд ли чему-нибудь хорошему научат.