Маленькая такая история. Жил-был банк с романтическим названием «Электроника». Банк средненький, но непростой. Владельцы – братья Романовы из Питера. Милиционер Пониделко (жена знаменитого начальника ГУВД по Санкт-Петербургу – исполнительный вице-президент). В кризис 2008 года кредитная организация обанкротилась. «Рынки, знаете ли, ликвидности не хватило», - сказали бы в надзоре ЦБ. «Воровство, джентльмены, знаете ли», - сказал бы я.
К Национальному резервному банку обратился Минфин и ЦБ с Агентством по страхованию вкладов, и предложили поучаствовать в спасении денег вкладчиков этого банка. Идея заключалось в следующем: все физические лица - клиенты «Электроники» (17 тысяч человек) становятся клиентами НРБ (т.е. мы отвечаем по обязательствам перед ними), взамен наш банк получает активы (недвижимость, кредиты) на сумму требований. Вся эта недвижимость оказалась помойкой. АСВ почти 2 года держало у себя наши деньги, а мы – неоформленную недвижимость. Потом разошлись, получив убыток в 250 млн. рублей. Но сейчас не об этом.
В процессе спасения клиентов «Электроники» обратился ко мне бывший премьер-министр, а ныне глава госкорпорации «Росатом» уважаемый Сергей Владиленович Кириенко, пригласил заехать к нему в гости, чаю предложил. Выясняется, что в «Электронике» держали остатки средств его дочки. В смысле, не дочки Кириенко, а дочерние предприятия «Росатома» - разные атомные ФГУПы. Это, в принципе, не совсем по правилам, но так вышло. Когда банк обанкротился, деньги в сумме более 400 млн. рублей «зависли». И вот Сергей Владиленович попросил меня выкупить требования к банку-банкроту (то есть пустые бумажки, стоимость которым – ноль). А вернем мы эти деньги, обещал он ласково, интеллигентно, за счет бизнеса с «Росатомом» - кредитование, обслуживание, остатки и т.п.
Если бы подобный «гешефт» мне предложили на площади трех вокзалов или у обменника в спальном районе («давайте сюда деньги, мы позже обязательно вернем»), то даже такой наивный идеалист, как я, задумался бы. Есть ведь еще люди и не совсем честные. Попадаются. Но репутация и статус собеседника не позволили мне заподозрить ничего предосудительного. Тем более, что это обсуждалось не кулуарно, при свидетелях.
Договорились. Мы выкупили долговые требования. Дочки «Росатома» открыли счета в НРБ. До осени 2010 г. нам удалось «отработать» 50 млн. рублей (это легко считается). А потом все закончилось – аккурат после «масок-шоу» в НРБ. И больше большой человек беседовать не желает. Видимо, занят Танзанией, Канадой, проектом многомиллиардных инвестиций в ядерную энергетику Великобритании. Я же чувствую себя как Варфоломей Коробейников, которому Остап сказал грозно: «Говорят тебе русским языком - завтра, значит завтра. Ну, пока! Пишите письма!». Вот и пишу ему письма. Уже пять штук.
Любопытно, что несколько «физиков» - 4-5 физических лиц (с фамилией, похожей на Ковальчук, кажется) из числа клиентов «Электроники», откуда владельцы банка братья Романовы (подельники Френкеля) вывели эдак 10-15 млрд. рублей, получили от АСВ, несмотря на банкротство, все свои деньги – 10 млн. долларов. Хотя были в той же 3-ей очереди, с векселями, что и мы. Вот же какие чудеса в АСВ бывают!