Накануне местных выборов в Симферополь приезжал Сергей Тигипко, лидер партии Сильная Украина и заверял журналистов, что его однопартийцы не оппозиционеры: пройдя в крымский парламент, они будут работать вместе с Партией регионов. Впрочем, из уст вице-премьера правительства, сформированного правящей партией, любое другое заявление звучало бы странно.
Депутатами от Сильной Украины стали двое: Александра Кужель (на фото) и Валерий Пальчук. Это явно меньше того, на что рассчитывал партийный лидер, но из песни слова не выбросишь.
Александра Владимировна, политик украинского масштаба, в период кампании заявляла, что намерена всерьез работать в Крыму: «Даже собак с мужем поделили!». Можем успокоить ее собак: стараниями большинства в парламенте автономии смена климата и условий жизни им не угрожает. Кужель, скорее всего, будет приезжать только на сессии парламента, раз в месяц.
Ее удивило, что проблемами предпринимателей предполагает заниматься постоянная комиссия ВС по внешнеэкономическим связям и инвестиционной политике.
— Дерегуляция и предпринимательство не относятся к внешнеэкономическим связям или промышленности! Это другое направление, другая реформа президента! — убеждена Кужель. — 80% населения остались не представленными в комиссиях ВС Крыма! Это курортный бизнес, рестораны, все, чем занято большинство населения Крыма. Это игнорирование интересов предпринимателей для меня удивительно. Депутаты сами себе сделали хуже, теперь люди поймут, что никто здесь ими не собирается заниматься. Регионалы своим большинством несут за это ответственность.
По ее словам, ей не нравится и голосование без предварительного обсуждения:
— Человек должен доложиться: как он видит работу, каковы его приоритеты, я не вижу его резюме. Он мог бы сказать, что не удалось сделать на прошлой работе. Я не могу голосовать за людей, если я их не знаю!
Александра Кужель строила серьезные планы, еще не зная, что ее отсекут от реальной работы в парламенте Крыма:
— Надо выходить на президента с тем, чтобы в Крыму провести эксперимент по модернизации и применению новых подходов к инвестиционным проектам. У меня их сейчас около ста. Причем, это не просто проекты, это люди с деньгами. Можно было бы сегодня садиться, выписать простую процедуру, чтобы эти люди не ходили по земельщикам, энергетикам, санстанциям… Если мы хотим за 2-3 года показать здесь изменения, то нужно применять совершенно новые технологии.
— Но кроме воли президента нужна воля местного чиновничества? — осторожно спрашиваем мы.
— Нет, сейчас достаточно воли президента! — настаивает Кужель. — Здесь выстроена очень жесткая вертикаль, и если будет его воля, никаких других решений здесь не будет! Я прекрасно знаю Джарты — это абсолютно человек президента, он абсолютно вменяем. И если будет стоять задача по реализации программ президента, я знаю, что он создаст все условия.
— Но, говоря об инвестпроектах, нельзя не упомянуть: на днях крупнейший российский инвестор Александр Лебедев заявил, что он выходит из бизнеса в Крыму...
— Для меня это просто убийственно! Очень многие инвесторы уже позвонили мне по этому поводу. Очень плохо, что наша служба безопасности так быстро отреагировала на просьбу России. Если таким образом будем реагировать, ничем хорошим это не закончится. Человек 10 лет инвестирует в Крым, на инвестиционном форуме 22 октября он представил проект полной реконструкции алуштинской набережной, готов был вложить 1 млрд своих личных денег. Тогда же он сказал, что впервые хочет показать в Крыму свою прибыль. Теперь мне очень стыдно. Нужно четко сказать, что Партия регионов, кроме того, что она имеет власть, она несет абсолютную ответственность за ситуацию в Крыму. Сказать, что кто-то не давал, мешал — не получится.
В тот же день Василий Джарты, тоже говоря об отказе Лебедева сотрудничать, продемонстрировал позицию, прямо противоположную кужелевской. Крымский премьер не видит в этом проблемы, он жестко напомнил о том, что свято место пусто не бывает!».
— К каким отраслям относятся те инвестрпоекты, которые вы упомянули? — продолжаем расспрашивать Александру Кужель.
— Арабатская стрелка, логистические склады, выставочный центр — все это относится к курортному пониманию развития Крыма. Но они все пока ждут…
— В перечень национальных проектов Крым вошел только по строительству доступного жилья и солнечных электростанций, — напомнили мы.
— Это мне как раз меньше всего нравится, — призналась Александра Кужель. — Солнечные станции сегодня производит «Квазар-микро» (украинская инвесткомпания в сфере высоких технологий — ред.). 75% солнечных батарей, которые стоят в Испании, произведено «Квазар-микро». Я знаю, в рамках нацпроектов планируется строительство нового завода по производству солнечных батарей в Крыму, в районе Сак. Это, на мой взгляд, неправильно. Действующий завод существует, он должен обеспечить реализацию этой программы. Но национальные проекты вам и не нужны, если есть инвесторы. Нацпроекты финансируются в основном международными деньгами под государственные гарантии. К вам готовы прийти с живыми деньгами те, кого трудно затянуть в тот же Донецк!
Депутат Александра Кужель написала заявления, хотела работать в двух комиссиях ВС Крыма — бюджетной и инновационной политики. Ее сначала включили в одну — по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике. Но потом оказалось, что там хотят работать 16 человек, а регламент допускает только 15. Поэтому в сессионном зале было проведено рейтинговое голосование, которым дирижировал депутат-регионал Ефим Фикс, а спикер, объявляя очередную фамилию желающего там поработать, говорил ключевые слова: «Прошу поддержать». Кужель он не просил поддерживать, и она получила только 11 голосов, не попав и в эту комиссию.
— То, что они не пропустили меня в бюджетную комиссию, понимая, что я здесь единственный профессиональный аудитор, тоже говорит очень о многом! — так прокомментировала сама Кужель итоги депутатского голосования. — Боятся? Это тоже неплохо.