В то же время стоит признать, что эйфория от потепления украинско-российских отношений уже прошла. Поначалу казалось, что государства смогут в короткие сроки решить все проблемы, доставшиеся в наследство. Но этого не произошло.
Стороны так и не могут найти компромисс по Кременчугскому НПЗ и вступлению российского инвестора в права собственности украинского предприятия "Лугансктепловоз". Уже при новом руководстве Украины осложнились условия поставок нефти на Одесский НПЗ компании "ЛУКОЙЛ". Появились серые схемы импорта нефтепродуктов на Украину, ударившие по украинским предприятиям российских нефтекомпаний. Показательным стало решение президента российского "НРБанка" Александра Лебедева переуступить свой бизнес в Крыму западным партнерам из-за давления на него.
Стало понятно, что крупные проекты по интеграции активов в авиастроении, атомной энергетике, нефтегазовом комплексе теряют свой первоначальный смысл и заменяются "мелкими" альтернативами. Вместо объединения "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" предлагается создать два совместных предприятия, вместо интеграции госконцерна "Антонов" и ОАК - одно координационное СП. Обмен активами по схеме "газотранспортная система Украины - газовые месторождения в России" не получается: в парламент Украины так и не поступил закон о приватизации магистральных газопроводов.
Причина в том, что Украина оказалась не готовой к объединению на рыночных условиях. Для интеграции предлагаются украинские государственные предприятия, тогда как в России - акционерные общества, более гибкие в принятии решений и прозрачные с точки зрения капитализации. Киев согласен объединяться только на равноправных условиях, хотя рыночная стоимость его предприятий на порядок ниже российских.
Но Украина и Россия обречены на сотрудничество. Поэтому есть все основания надеяться, что стороны найдут эффективные механизмы для активизации экономических связей.