В этом номере мы решили отказаться от традиционного книжного обзора и узнать у известных людей, что они читали в 2011 году. Своими литературными впечатлениями с "Профилем" поделились политики, писатели, режиссеры и общественные деятели.
Мария Арбатова, писатель:
"В этом году я была в жюри немецкого конкурса "Русский стиль" и молодежной литературной премии "Дебют", так что читала круглые сутки. В премии "Дебют" я отвечала за номинацию "Проза" и счастлива, что среди номинантов не оказалось ни одного проходного имени. Все великолепно одаренные и практически сложившиеся писатели. Это Сергей Бушманов из Санкт-Петербурга, Андрей Юрич из Кемерово и Владислав Пасечник из Барнаула. Убеждена, что "Дебют" издаст их повести в ближайшее время. А из изданного в этом году настоятельно рекомендую книгу Тамары Черемновой "Трава, пробившая асфальт". Я не видела ни одного человека, которого она оставила бы равнодушным. А вот какого-то любимого чтения на Новый год нет. К Новому году обычно бывает такая загрузка, что я успеваю даже не перечитывать, а перелистывать только собственный еженедельник и кулинарные книги".
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:
"Обычно читаю книги, которые рекомендуют мне люди, чьему мнению я доверяю. Сейчас такой книгой стала "Сингапурская история: из "третьего" мира в первый", написанная творцом сингапурского экономического "чуда" Ли Куан Ю. Она вышла на русском языке несколько лет назад, но руки у меня дошли до нее лишь недавно. Рассчитываю прочитать ее полностью за время новогодних каникул. Понятно, что сингапурский опыт целиком на российскую почву перенести невозможно: история любой страны - уникальная и неповторимая. Но определенные принципы, подходы, использованные городом-государством, мне представляются актуальными и для нас".
Глеб Павловский, политолог, соучредитель "Фонда эффективной политики":
"Так сложилось, что в этом году я читал очень много. Из числа последних прочитанных книг вспоминаются роман Людмилы Пятигорской "Блестящее одиночество" и украинский сборник статей о политике. Художественной литературе в целом я уделяю очень мало внимания. Я много что перечитываю из того, что когда-то читал, но сказать, что традиционно именно под Новый год берусь за какую-то любимую книгу, - такого нет. Хотя вот вспомнил сейчас: в прошлом году именно в Новый год перечитывал "Бесов" и "Идиота" Достоевского. А в целом - я чаще перечитываю литературу философскую, историческую: шеститомник Уинстона Черчилля, к примеру".
Александр Лебедев, бизнесмен, глава "Национальной резервной корпорации":
"Должен сказать большое спасибо Ксении Собчак: недавно в интервью она упомянула книгу Джона Фаулза "Волхв". И я понял, что, к своему стыду, еще ее не читал. И вот теперь прочел буквально за день с большим удовольствием. Довольно часто перечитываю Михаила Булгакова. Иногда на новогодние праздники. Постоянно возвращаюсь к мемуарам и дневникам великих людей - например, Марка Аврелия, Толстого".
Аркадий Арканов, писатель, сатирик:
"Что-то ничего из новой литературы за минувший год в памяти не осталось: не запомнился этот год сильными книжными новинками. Да, в общем, признаться, немного и читал. Время от времени возвращаюсь куда-то в прошлое мировой словесности. Но это не значит, что перечитываю какие-то произведения целиком. Лишний раз стараюсь обратиться к произведениям Николая Гоголя. Потому что выясняется очень интересная вещь: 90% из того, что он написал, звучит абсолютно современно. Как формула нынешней жизни. Весь гротеск, вся его горькая ирония прекрасно иллюстрируют современность. Специально к Новому году ничего не открываю. В праздники подхожу к книжным полкам только затем, чтобы сделать кому-нибудь литературный подарок".
Николай Досталь, режиссер:
"Последнее время не отрываясь читаю труды митрополита Антония Сурожского. Его тексты, созданные без всяких подготовок и правок, призывают к глубокому, трезвому осмыслению Ве-ры. Он очень интересно и заразительно рассказывает о собственном внутреннем опыте православия. На сегодняшний день это единственное, к чему я обращаюсь, когда появляется свободная минута. Ничего специально к Новому году не открываю - да и зачем, если есть чем занять ум?"
Ольга Славникова, писатель:
"У меня недавно случился такой литературный пассаж. Я не хожу по книжным магазинам, а заказываю то, что мне нужно, через Интернет. И вот мне принесли посылку, где была интересовавшая меня книга "Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной" авторов Уильяма Арнтца, Бетси Чейс и Марка Висенте. Я ее прочла. Если кто-то хочет получить представление о пошлости, купите ее. Это жутко самодовольный научпоп, рассчитанный на человека невежественного... короче говоря, обывателя. Но самое интересное: в посылку для того, чтобы заполнить пустые места, были бесплатно вложены две вещи. Одна из них - роман известного японского автора, лауреата престижных премий Сехея Ооки "Огни на равнине". Прочла с огромным наслаждением. Японец совершенно бесподобен. И в ней же, опять-таки в качестве "наполнителя", был роман в стихах Марии Рыбаковой "Гнедич". Тоже получила огромное удовольствие. Вы спросите: в чем же пассаж? Вот основной заказ - на чем книжный рынок делает деньги - и то, что служит подставкой под "горячее" на книжном складе, что, как говорится, подкладывается под ножки столов. Оказалось, что именно этот "наполнитель" и есть настоящая литература.
Жанр рождественского рассказа я не очень люблю - это всегда вранье. Новый год для меня - время, когда можно что-то перечитать. Обычно беру с полки своего любимого Бунина, прижимаю к себе и иду читать в кровать".
Владимир Мирзоев, режиссер:
"Сейчас, сию минуту нахожусь в процессе дочитывания книжки "Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и Вселенной". Мне кажется, это очень инте-ресное произведение, которое является очередной попыткой соединить религиозные, мифологические знания о Вселенной с научным подходом, современной физикой, в частности, квантовой теорией.
Из тех книг, которые читаю постоянно, могу назвать своих любимых поэ-тов. Ведь желание прочитать что-то из поэзии возникает спонтанно: есть настроение, ты потянулся, взял любимый томик, прочел пару стихотворений - и сразу легче жить. Таким образом я "общаюсь" не только с классиками - Бродским, Мандельштамом, Цветаевой, но и с современниками - Ольгой Седаковой, Сергеем Гандлевским, Виктором Куллэ".
Николай Сванидзе, телеведущий:
"Недавно прочел огромный том, вышедший в Париже, посвященный Белой гвардии во время Гражданской войны. Это произвело на меня самое сильное впечатление. Произведение похоже на детскую книгу: с огромным количеством фотографий и биографий. Это судьбы, исчезнувшие фамилии, составлявшие цвет страны. Специально к Новому году ничего не читаю. Но есть книги, которые всегда хочется перечитывать для повышения настроения. Набор достаточно банален, это приключенческая классика - "Три мушкетера", конечно, "Мастер и Маргарита" и повести Тургенева".
Владимир Березин, телеведущий:
"Одна из последних прочитанных мною книг - Олег Попцов "Аншлаг в Кремле. Свободных президентских мест нет". Эту книгу мне было интересно читать в первую очередь потому, что я сам был одним из героев описываемых в ней событий. Я как будто окунулся в прошлое, вспомнил о годах своей юности - о работе на российском телевидении под началом Попцова.
И еще одну книгу я для себя отложил - возможно, как раз получится прочитать ее в новогодние каникулы. Это "Лимоны желтые", автор - шведская писательница Кайса Ингемарсон. Это книга о людях, о любви к своему делу, о высокой кухне. Я же в какой-то мере тоже ресторатор. Не Аркадий Новиков, конечно. У нашей семьи есть небольшой, но очень уютный ресторан на Новом Арбате".
Вера Глаголева, актриса:
"Книги я люблю "растягивать" - так получаешь от них наибольшее удовольствие. Из недавнего - прочитала прекрасную книгу Михаила Громова об Антоне Павловиче Чехове. Замечательная подборка фактов его жизни. После ее прочтения начинаешь понимать, как он писал, почему именно на ту или иную тему. Книга - очень достойный ответ на вопрос, зачем жить. Есть книги, которые можно перечитывать бесконечно. Классику, Ивана Бунина, например, его "Темные аллеи". Еще очень люблю перечитывать Виктора Конецкого. В его рассказах столько живого юмора и удивительная атмосфера 50-60-х годов".