Бывший руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев, подозревающийся в присвоении 112 млн рублей, уехал лечиться за границу.
Как сообщил РИА Новости замглавы Следственного департамента МВД России Александр Ягодин, из России Гаев выехал на законных основаниях и с согласия следствия.
В отношении Гаева возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении полномочиями. Общий объем нарушений, выявленных в деятельности ГУП "Московский метрополитен" с 2008 по 2010 год после проверок, составил 3,3 млрд рублей.
"Царь подземелья" разбогател на патентах
В марте 2011 года следственный комитет при МВД России возбудил в отношении Гаева уголовное дело. Тогда Гаев оперативно оказался на лечении в подмосковной клинике.
Дело открыто по статье 201 УК РФ - "Злоупотребление полномочиями". По словам официального представителя надзорного ведомства Марины Гридневой, "в постановлении прокуратуры указано, что Гаев, являясь начальником ГУП "Московский метрополитен", в нарушение федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" исполнял обязанности недобросовестно". В частности, по данным Генпрокуратуры, Гаев "создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации". В результате указанных действий ГУП "Московский метрополитен" и его собственнику - правительству Москвы - причинен ущерб на сумму свыше 112 млн рублей.
Еще в середине декабря 2010 года прокуратура поставила вопрос об увольнении Гаева за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. По данным проверки, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и, начиная с 1999 года, получил 112 млн рублей от московского метро (12 млн рублей первоначально и по 10 млн рублей – ежегодно). В частности, именно Гаев является гениальным изобретателем "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте", то есть попросту говоря турникетов.
"Более того, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе", - сообщили в Генпрокуратуре по итогам проверки. А после возобновления правовой охраны патента в 2004 года, по данным надзорного ведомства, руководитель подземки не довел до сведения правительства Москвы информацию о сделке, в совершении которой была заинтересованность.
"Семья" Лужкова
При экс-мэре Москвы Лужкове сложился семейный тандем не только на московской земле, но и под землей. Дмитрий Гаев, начальник ГУП "Московский метрополитен", входит в совет директоров компании "Ситроникс". Его сын, Владимир, возглавлял дочернее предприятие - ООО "Ситроникс Смарт Технологии" (входит в АФК "Система"). В 2006 году компания подписала контракт на поставку проездных билетов для столичной подземки.
Летом 2011 года генеральным директором дочернего предприятия ОАО "Ситроникс" ООО "Ситроникс Смарт Технологии" (ССТ) назначен Александр Волков. В конце июня Дмитрий Гаев покинул совет директоров "Ситроникса". С 2006 года "Ситроникс" был единственным поставщиком проездных билетов для Московского метрополитена, в 2009 году он заключил с метрополитеном контракт на $100 млн.
Дочь Гаева Анастасия возглавляла некую "Анника групп" (создана в апреле 2009 г.) также немыслима без метро. Бизнес Гаевой - поставки сувенирной продукции с логотипом столичного метрополитена, каналами сбыта которой выступает сеть киосков, управляемых структурой ГУПа. Вдобавок к этому Анастасия надеется расширить ассортимент, запустив линию трикотажной женской одежды, украшенной неизменной буквой "М".
Бесполезный монорельс
Напомним, что еще в бытность Лужкова тогда еще депутат Госдумы Александр Лебедев направил в прокуратуру города Москвы запрос о неэффективности расходования бюджетных средств при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги", возглавляемый Гаевым.
По его мнению, у Прокуратуры г. Москвы имеются все необходимые по закону основания для предъявления исковых требований к должностным лицам Правительства Москвы, ответственным за принятие решения при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги".
ОАО "Московские монорельсовые дороги" было создано Постановлением Правительства Москвы №108 от 16.02.1999 г. Первоначально планировалось, что монорельсовые дороги будут проложены от метро "Новогиреево" до Николо-Архангельского кладбища, от метро "Выхино" - в жилой район Жулебино, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в ту пору еще проектировавшийся бизнес-центр "Москва-Сити". Однако от всех этих маршрутов было принято решение отказаться.
Правительство Москвы остановилось на маршруте с первоначальным названием "Тимирязевская" - "Ботанический сад". Первоначально в основу строительства был положен проект швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd.
Однако во время строительства монорельса возникшие, по мнению специалистов из-за того, что выбор зарубежной системы был произведен без достаточного технического анализа особенностей ее эксплуатации.
Как утверждается в запросе депутата Государственной Думы Александра Лебедева: "В разработке монорельса не было преемственности. Монорельс создавался в отрыве от существующей технологической базы отечественного транспортного машиностроения и эксплуатационной базы муниципального транспорта". В результате расходы на строительство и эксплуатацию монорельсовой дороги росли.
Как сказано в депутатском запросе Александра Лебедева, строительство достигло суммы, равной $50 млн. за километр трассы, вместо $4-7 млн., декларированных швейцарской фирмой Intamin Transportation Ltd. изначально. За $220 млн., затраченных на постройку ветки монорельса можно было бы провести метро в крупный спальный район, в котором проблема общественного транспорта действительно стоит крайне остро, либо закончить реализацию уже начатых проектов (для сравнения: стоимость строительства только одного перегона метро (3 км) с одной станцией может составить $180 млн.).
20 ноября 2004 г. монорельс принял первых пассажиров, начав работу в "экскурсионном режиме". При этом тариф на проезд был установлен в размере 50 рублей, что значительно выше цены на другие виды рельсового электротранспорта в различных городах России.
При этом по признанию экс-начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева Московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится. "Итоги создания и начала эксплуатации первой линии Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС) повлекли за собой компрометацию идей городского монорельса как такового в глазах российской общественности."