В ближайшие годы Россия будет страдать от дежавю.
Предсказывать, какой будет экономическая политика нового российского президента, очень просто, поскольку с этим президентом мы знакомы уже более десяти лет и знаем, чего от него ожидать. По словам американского политического эксперта Криса Уокера, "бросается в глаза активное использование Владимиром Путиным формулировок и обещаний, характерных для предшествующих политических циклов".
Говорить тем более легко, что в первый же день своего третьего президентского срока Владимир Путин подписал указ "О долгосрочной государственной экономической политике". Правда, придавать большое значение тексту этого документа не стоит, он включает по большей части множество благопожеланий на тему "углубить" и "расширить". Никаких радикальных мер по улучшению делового климата, о которых столько лет уже твердят экономисты, указ не обещает, хотя доброжелатели могут верить, что эти меры будут "зашиты" в различные федеральные программы развития того и сего - от промышленности до космоса, которые президент поручил разработать. Адвокат Евгений Резник, комментируя обещание Путина об исключении применения уголовных преследований в хозяйственных спорах, сказал, что ему нравится инициатива президента, но он не понимает, как ее станут вополощать в жизнь: "Объективно говоря, инициатива правильная, но у нас часто бывает, что начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой. Так что надо посмотреть, как эта инициатива будет реализована".
Но и без указа многое понятно. Алексея Кудрина больше нет, поэтому нет последнего сдерживающего барьера на пути увеличения госрасходов. Впрочем, в последние годы и самому Кудрину удавалось их сдерживать крайне плохо, отчасти поэтому он и подал в отставку. Нынешнего главу Минфина Антона Силуанова пресса уже окрестила "Кудрин light". Пока благодатные нефтяные цены не дают дефициту бюджета разрастись слишком сильно, и поэтому беспечность высших должностных лиц и аппетиты бюджетополучателей могут расти, а стабильность бюджетной конструкции будет под вопросом. В апреле Путин публично поддерживает усилия Минфина по проведению "ответственной бюджетной политики", но одновременно утверждает пересмотр госрасходов текущего года в сторону увеличения. Будучи премьером, Путин обещал вернуться к бездефицитному бюджету к 2015 г. Раньше сторонников жесткой бюджетной политики просят не беспокоить.
Растущие бюджетные расходы будут, как и раньше, делиться между силовиками и социальными проектами, тем более что в первый же день работы в новой должности президент потребовал от правительства увеличить к 2018 г. размер реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. "Ряд локальных задач - от сокращения очередей в детские сады до создания современной системы диагностики в здравоохранении - будет активно обсуждаться в ближайшие несколько лет и станет одним из главных трендов политики Владимира Путина", - отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Ну и, конечно, предстоит большой "распил", в смысле инвестиции в Сибирь и Дальний Восток, для чего будет создана профильная госкорпорация и принята специальная программа.
Но вот освоение возросшего объема военных денег пойдет не без сбоев. Именно резкое увеличение финансирования армии выявило, что наш ВПК не способен производить оружие нужного качества (трагедия с "Суперджетом", хоть это и гражданский самолет, из той же серии). Поэтому можно прогнозировать рост напряженности отношений между производителями и покупателями вооружений, попытки приобретать оружие за рубежом и еще более энергичные попытки правительства навести порядок в ВПК. Предложения по совершенствованию корпоративного управления в госкомпаниях должны быть собраны к 1 марта следующего года. Наверняка некоторые руководители оборонно-промышленных предприятий будут отправлены на пенсию, но, в общем, в неспособности нашего правительства насаждать прогрессивное корпоративное управление можно не сомневаться.
Между тем есть простой способ улучшить менеджмент в госкомпаниях - продать их в частные руки. Решение о новой волне приватизации уже принято, это, кроме прочего, "кость", которую власть бросает либеральным экспертам. Но поскольку к утрате контроля над госкорпорациями никто не готов, продавать будут сравнительно небольшие пакеты акций, да и те очень медленно, ссылаясь на плохую конъюнктуру рынка. Хотя официально выйти из капитала несырьевых компаний Путин обещает к 2016 г., есть подозрение, что буквально это указание выполнено не будет. Очевидно, что новая каденция будет ознаменована многочисленными экспериментами по изменению пенсионной системы. Среди первых поручений нового президента - разработка новой стратегии развития пенсионной системы к 1 октября. При этом, поскольку принимать простые и непопулярные меры вроде повышения пенсионного возраста политически невозможно, пенсионные реформы будут очень сложные и широкой публике непонятные.
Что касается самых известных либеральных экспертов, то они будут развлекаться тем, что станут давать советы "прогрессивному" и "модернизационному" премьер-министру Дмитрию Медведеву, тем более, что для этого обещана площадка - "открытое правительство". Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина - это команда тех, кто готовится получать материальные и моральные дивиденды на этой площадке. Готовая к выгодному и теплому положению при Белом доме ультралиберальная Высшая школа экономики пока не сопроводила вступление нового президента в должность ни одним отрицательным комментарием. Можно будет с интересом наблюдать, как эти эксперты станут осмыслять свою ненужность в путинской политической системе, поскольку есть и пить им надо, а платить власть готова даже за ненужные советы. "За 20 лет предпринимательство состоялось, развилось, сформировалось в общественном пространстве, и сейчас бизнесменов можно не только приглашать в правительство в качестве экспертов, но и позволять им самим сформулировать предложения по улучшению инвестклимата", - считает президент "Деловой России" Александр Галушка. А между тем сказали бы спасибо, что зовут хотя бы экспертами. "Очень надеюсь, что не будет необходимости преподать кому-то урок, чтобы показать, что мы можем и наказать кого-то за вольнодумство", - трезво сказал в интервью "Би-би-си" глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев.
Financial Times утверждает, что сами экономические реалии заставят Владимира Путина перейти к "полной трансформации управления экономикой", Кремлю, по мнению газеты, "возможно, придется отказаться от популярных предвыборных обещаний и наращивания оборонных расходов, пойти на увеличение внешнего долга, приватизировать государственные активы и провести пенсионную реформу, причем реализация последних двух задач будет связана с рядом политических затруднений". Однако для того, чтобы пойти на реализацию некоторых таких мер, президент должен столкнуться с очень серьезными экономическими трудностями.