Фонд борьбы с коррупцией договорился о спонсорской поддержке с 11 бизнесменами и пятью представителями общественности. Уже перечислено 4,4 млн. руб., а еще 4 млн. гарантированы на вторую половину года, сообщил основатель фонда юрист Алексей Навальный.
Среди доноров - вице-президент "Росгосстраха" Роман Борисович, директор по стратегическому планированию "Альфа-групп" Алексей Савченко, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, партнер УК "Росинвестотель" Кирилл Иртюга, первый заместитель гендиректора ЗАО "Большой город" Артем Любимов. Еще несколько бизнесменов предпочли сообщить только род своей деятельности: Борис Зимин - предприниматель, Сергей Филонов - венчурный инвестор, Денис Соколов - предприниматель, Павел Просянкин и Сергей Гречишкин - финансисты. Каждый из них, кроме Любимова, пожертвовал не менее 300 000 рублей, Любимов сообщил, что перевел фонду 200 000 рублей.
Также спонсировали фонд писатель Дмитрий Быков, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, профессор Парижской школы экономики и Российской экономической школы Екатерина Журавская, журналист Леонид Парфенов, писатель Григорий Чхартишвили.
Переговоры шли три месяца, рассказал исполнительный директор фонда Владимир Ашурков (он также спонсор); были и те, кто отказался. Доноры не связаны с фондом контрактными обязательствами, но многие обещали жертвовать регулярно. Все бизнесмены участвуют в проекте как частные лица, а не как представители своего бизнеса.
Первые доноры проекта обнародовали свои имена, чтобы тем, кто тем, кто хотел бы, но не решается поддержать фонд, было проще принять решение, объяснил Алексей Навальный:
- Фонд ставит перед собой задачу создать новый стандарт прозрачности - как расходования средств, так и поступления - и потому не боится проверок.
В будущем имена всех доноров, вероятно, уже не будут обнародоваться, только если спонсор не обозначит свое желание.
Председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев объяснил РС мотивы своего поступка:
- Мы все знаем, чем занимался Навальный в эти годы, и как он заслужил свою репутацию. Я внимательно слежу за всеми расследованиями. Они, безусловно, должны финансироваться. Без финансирования не обойтись, это огромная работа - от детективных агентств до подготовки исков, заявлений; переписка, администрирование, архивирование...
- Опасений у вас не было?
- Я сам занимаюсь такими же расследованиями в "Новой газете", и свою позицию уже давно определил. А проблемы у всех бизнесменов есть, у одних просто бизнес отбирают, других воспитывают за антикоррупционные расследования, как меня. Ну, и что теперь делать?
- Вы надеетесь на расширение списка этих доноров?
- Конечно. Я вообще думаю, что будет создан международный орган, например, при Евросоюзе с российским участием. Коррупция носит глобальный характер, и все эти 20 триллионов долларов грязных денег - вулкан, на котором сидит международная экономика. Все, что здесь коррупционно присваивается, уходит за границу через банковскую систему. Поэтому то, что у нас здесь начинается, - правильный процесс. Желательно, чтобы в нем участвовали десятки миллионов, но это - следующий этап, сказал Александр Лебедев.
- Это не политический проект, а гражданский долг думающих людей, - считает Сергей Филонов. Он не опасается, что спонсорство фонда Навального может угрожать его бизнесу, ведь необходимость борьбы с коррупцией поддерживается руководством страны, и в пожертвовании нет ничего противозаконного.
"Ни одна политическая сила, кроме Навального, не эффективна в этой работе", - объяснил свои мотивы Кирилл Иртюга. Партнер по бизнесу против его участия в проекте не возражал и за бизнес не опасается.
Переход к публичному финансированию антикоррупционных проектов абсолютно своевременный, люди должны перестать бояться, согласен Артем Любимов.
Филонов и Иртюга участвовали в протестных акциях За честные выборы". Любимов работал в избирательной комиссии на президентских выборах.
Экономист, руководитель банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев с искренним уважением относится к бизнесменам, финансирующим антикоррупционные фонды Алексея Навального. Он почти уверен, что у многих из них после того, они они дали согласие на обнародование своих имен, могут начаться неприятности. Но экономист полагает, что ни о каком начале "бунта бизнесменов" против коррупции и властей речи не идет:
- Это означает только одно: бизнес устал от коррупции, от которой страдает больше всех. Потому что бытовая коррупция, как я ее называю, затрагивает нас всех, а бизнес затрагивает еще и профессиональная коррупция. Я готов поддерживать усилия по борьбе с ней.
- Ранее у бизнесменов, помогавших Навальному и его фондам, случались неприятности с ФСБ. К ним приходили различные проверки. Эти люди, видимо, отчетливо понимают, что у них тоже должны быть неприятности.
- Я не исключаю, что эти неприятности будут. И то, что они разрешили опубликовать свои фамилии, свидетельствует об определенном мужестве и, может быть, некоторой уверенности в себе. Хотя там ситуации разные. Скажем, у Александра Лебедева проблемы возникли раньше в связи с тем, что он в принципе поддерживает очень активно оппозиционную деятельность и, как мы знаем, финансирует "Новую газету", ряд других проектов. Да, люди проявили безусловное мужество и сказали в открытую, что они готовы к неприятностям ради благого дела.
- Может ли в России стать больше бизнесменов, помогающих антикоррупционным фондам, - естественно, неправительственным?
- Я думаю, что в душе практически каждый бизнесмен, который сталкивается с коррупцией, готов эту деятельность поддержать. Но, как справедливо было замечено, к сожалению, власть реагирует на это не всегда адекватно. Следуют репрессии, вплоть до разрушения бизнеса, как это сейчас происходит с Национальным резервным банком. Поэтому сделать это в открытую готово пока меньшинство.
- Какой части российского бизнеса коррупция невыгодна, а какой - выгодна?
- В душе каждый бизнесмен мечтает быть Биллом Гейтсом, то есть начать свое дело с нуля, угадать направление развития рынка, его потребности или, может быть, сформировать их. Но, к сожалению, мы живем в российских реалиях, где огромную роль в экономике играет государство. Надо сказать, что к большому сожалению, значительная часть (хотя у меня нет цифр) российского бизнеса благополучно процветает как раз на особых отношениях с государством. Причем, это пронизывает бизнес снизу доверху, начиная от крупных бизнесменов (известное окружение нашего президента) и кончая региональным уровнем, районным уровнем, где тоже есть свои такие мини-олигархи, которые строят благополучие своего бизнеса на особых отношениях с властью.