Московская городская дума приняла в среду, 30 мая, в первом чтении законопроект о возвращении прямых выборов мэра российской столицы. Согласно законопроекту, который вносит изменения в Избирательный кодекс и Устав Москвы, глава города будет избираться на пять лет не более двух сроков подряд. Кандидатов в мэры могут выдвигать политические партии, самовыдвижение не допускается. В среду же подобный законопроект приняло в первом чтении Законодательное собрание Петербурга.
Владимир Кара-Мурза: Московская городская дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Избирательный кодекс города Москвы", который возвращает в столицу прямые выборы мэра.
Согласно законопроекту, кандидат в столичные градоначальники выдвигается политическими партиями или их региональными отделениями, самовыдвиженцы не смогут баллотироваться в мэры. Выдвижение кандидата должны поддержать 10% депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных глав муниципальных образований не менее, чем в трех четвертях муниципальных образований. Мэром Москвы нельзя будет избираться более двух сроков подряд.
Законопроект также устанавливает новую численность депутатов Мосгордумы - 45 человек.
Мэрия Москвы согласовала акцию "Лиги избирателей" 12 июня в сквере у музея и общественного центра имени академика Андрея Сахарова. Цель события — открытие инициативы Московского городского референдума об отношении к Мосгордуме, мэру города, другим важнейшим политическим темам столицы.
Мэр Москвы Сергей Собянин на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы предложил наделить депутатов местного самоуправления дополнительными правами.
О том, способна ли столичная общественность добиться досрочных перевыборов городских властей, мы сегодня беседуем с Дмитрием Катаевым, бывшим депутатом Мосгордумы, членом московского политсовета движения "Солидарность" и Иваном Новицким, заместителем председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, депутатом от фракции "Единая Россия".
С чем связаны изменения, которые сегодня приняты Московской городской думой?
Иван Новицкий: Избирательная система совершенствуется, как об этом и говорилось в прошлые годы. И вот сейчас она дошла до того момента, когда действительно и на федеральном уровне это объявлялось – выборы глав субъектов федерации, губернаторов, мэров. И естественно, мы обязаны наше московское законодательство привести в соответствие до 1 июля с федеральным законом.
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, насколько серьезные фильтры для оппонентов будущего фаворита избирательной гонки?
Дмитрий Катаев: Во-первых, я бы возразил Ивану Юрьевичу, что дело не в том, что избирательная система совершенствуется и дошла, хотя она, конечно, дошла. Но дело в том, что давление общества дошло до белого каления. И вот начинают понемножку выпускать пар. Как любая диктатура, действуют по двум направлениям: декоративные уступки и абсолютно реальные репрессии, которые уже есть и в ближайшее время усилятся, видимо.
Теперь насчет барьера при выборе кандидата, как это ни странно звучит. У нас выбирают ведь кандидатов, а не мэров, не депутатов, выбирают кандидатов избирательные комиссии и кто над ними. Так вот, барьер, я сразу скажу, что все-таки это шажок вперед, это уступка безусловная, хотя опять же, я повторяю, декоративная и прочая. Почему декоративная? Потому что это условие 10% депутатов муниципальных образований из не менее трех четвертей муниципальных образований – это довольно жесткое условие для нынешней реалии, московской, в частности, политической реалии. Я прикинул, у меня есть блог на "Эхе Москвы", я его позавчера разместил, где простой подсчет делается. Получается, что набрать такое количество подписей сможет мэр, выдвинутый партией КПРФ. Но сможет ли он набрать эти подписи в трех четвертях муниципальных образований, с учетом того, что не 123, 125, а 146 с учетом расширения Москвы, тут у меня большие сомнения. У меня просто недостаточно информации, но боюсь, что не сможет. Это во-первых.
Во-вторых, допустим, КПРФ выдвинет кандидата в мэры. Как поведут себя москвичи? Я не думаю, что хорошие перспективы у этого кандидата. Так что реально кандидата в мэры от оппозиции либо не будет, либо это будет единый кандидат. А если это будет единый кандидат, то это даже здорово и тогда спасибо, как говорится, товарищу Путину за нашу счастливую жизнь.
Владимир Кара-Мурза: Почему такими условиями обставили выдвижение кандидата на должность мэра?
Иван Новицкий: Мы обсуждали разные варианты, когда внесенный законопроект готовился. И действительно можно было по-разному подходить к этой теме, но потом решили, что такое, наверное, будет более правильным. Потому что партийное представительство, оно у нас сейчас достаточно широкое будет, много разных партий. Все-таки Москва, столица, надо было собрать подписи в муниципальных образованиях для повышения статуса депутатов, представляющих муниципальные образования в Москве. По логике событий такое представляется наиболее правдоподобным для Москвы на этом этапе.
Дмитрий Катаев: Республиканская партия не по своей вине не имеет ни одного муниципального кандидата, а по вине властей, которые отменяли ее регистрацию длительное время, вы знаете эту историю, недавно восстановили после решения Международного суда.
Иван Новицкий: Но никто не мешал кандидатам, членам этой партии, выдвигаться как независимым.
Дмитрий Катаев: Никто не мешал, кроме федерального законодательства, которое кандидатам от партий предоставляет большие преимущества, как вы знаете.
Иван Новицкий: На прошлых выборах в этом году было много самовыдвиженцев, никто не мешал самовыдвиженцами идти.
Дмитрий Катаев: Правильно. Что никто не мешал – это сильно сказано, но могли, конечно. Однако, согласитесь, что у нас по конституции кандидаты должны выдвигаться в равных условиях, а это далеко не равные условия.
Иван Новицкий: Наверное, некоторые партии имеют не то, что равные, а есть самовыдвиженцы, есть лица, выдвигающиеся от партий, есть разные варианты для сбора подписей для самовыдвиженцев в разных системах образований, для партий без сбора подписей, без залога. У нас система менялась, разные были варианты.
Дмитрий Катаев: Вы согласитесь, что условия неравные.
Иван Новицкий: Я бы не согласен был. Почему неравные?
Владимир Кара-Мурза: Александр Лебедев, совладелец "Новой газеты", бывший кандидат в мэры Москвы, признает необходимость вернуться к процедуре выборов мэра.
Александр Лебедев: Выборы нужны прежде всего самому Собянину для того, чтобы более легитимно управлять городом, где есть масса всяких проблем. Когда они вернутся – это не ко мне вопрос. По-моему, там фильтров наставляли много. Понятно, что власти не хотели бы раньше, чем через год или два возвращаться к выборам губернаторов, мэров – это видно. А чего они боятся, не совсем понятно, честно говоря. Подумаешь, что, у нас начало 90 годов, когда люди не созрели? Я участвовал, напомню вам, когда никто не набрался духу Лужкову бросить вызов. Я до этого довольно много политиков опросил. И поэтому если, допустим, какие-то будут достойные кандидаты, то нет во мне никакой необходимости. Прохоров, Навальный, Яшин, Рыжков, Собянин – более, чем достаточно. А если опять будет такая же ситуация, что никто не осмелится, то я бы поучаствовал в анализе и поиске путей решений проблем городских. Потому что я, честно говоря, избаловался, мне в городскую бюрократию не хочется переходить, я слишком наслаждаюсь свободой, а это огромный труд и ответственность. Да и Собянин в принципе достойный мэр, лучше бы, чтобы он избрался и совсем было бы хорошо.