Депутат Госдумы от справороссов, председатель общественной организации «Садоводы России» Андрей Туманов направил запрос в генпрокуратуру с просьбой расследовать «кризисную ситуацию» на Воронежском авиазаводе.
Поводом для запроса стало очередное обращение руководителя независимого профсоюза завода Леонида Рыжова (профсоюз представлен единственным членом), в котором он предъявляет ряд сомнительных претензий в адрес лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и винит ее в массовых увольнениях рабочих и сворачивании производственной программы ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО).
Причиной кризисного состояния на предприятии руководитель независимого профсоюза ВАСО назвал «бездействие государства» и якобы невыполнение обязательств перед предприятием основным заказчиком завода - «Илюшин Финанс Ко», принадлежавшей бизнесмену Александру Лебедеву. По мнению Леонида Рыжова (оно было опубликовано ИА Regnum), лизинговая компания не обеспечила заказами воронежских авиастроителей (на Ил-96 и Ан-148), работая якобы с иностранными компаниями и лоббируя закупку иностранных лайнеров. При этом выход Александра Лебедева из состава акционеров ИФК, по словам представителя ВАСО, «усугубил кризис» на предприятии. «Видимо, Александр Лебедев заранее знал, что ВАСО этим летом окажется в совсем плохом положении. Поэтому так спешно и избавлялся от акций «Ильюшин Финанс Ко», - цитирует господина Рыжова издание. Следствием такого положения дел на предприятии является и грядущее массовое сокращение персонала.
Наблюдатели не исключают, что «члена независимого профсоюза «использовали» для того, чтобы свалить с больной головы на здоровую сокращение работников и невыполнение производственной программы». Данная провокация выгодна руководству предприятия и главному акционеру - ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).
На ВАСО неоднократно поясняли, что ОАК (основной акционер завода) не планирует абсолютного сокращения численности персонала - просто сокращает избыточное число обслуживающего персонала. При этом наблюдается дефицит производственных рабочих – порядка 200 человек.
Напомним, что «Ильюшин Финанс Ко» на протяжении последних 10 лет является основным и можно сказать единственным заказчиком воронежских самолетов. ИФК не раз заявляла о готовности выкупить все произведенные на авиазаводе самолеты и призывала активно увеличивать производство самолетов.
Так, по последним заявлениям, пакет заказов на Ан-148 у ИФК, включая опционы, составляет порядка 120 машин, портфель реальных заказов - 20 бортов. Например, в середине текущего года лизинговая компания заключила твердый контракт с авиакомпанией «Ангара» на поставку в финансовый лизинг трех самолетов Ан-148 и это только в течение 2012 года.
При этом представители завода неоднократно признавали, что «не успевают» выполнять тот объем заказов, который сформировал ИФК. В 2012 году ВАСО планирует выпустить семь Ан-148: три судна для ИФК и четыре — для МЧС и управделами президента России. До 2014 года на заводе хотят изготовить 21 самолет.