Представители банка «Тинькофф. Кредитные системы» грубо отказались отвечать на вопросы «издания Александра Лебедева». А мы всего лишь хотели узнать, каков в действительности процент по их кредитным картам…
Мы каждый день направляем запросы в органы власти, коммерческие и общественные структуры. Вопросы бывают разными, и часто — очень неудобными для отвечающих. Ждать порой приходится долго. Иногда приходят бессмысленные отписки, и мы начинаем работать по второму кругу. Порой приходится даже добывать информацию через суд.
Но даже на этом фоне грубый отказ, в котором цензурны только буквы, но не дух — скорее исключение из правил. И таким вот образом повела себя пресс-служба банка «Тинькофф. Кредитные системы».
Для начала приводим ответ (полностью, сохраняя орфографию и пунктуацию оригинала): «Мы не готовы комментировать клеветническую информацию из интернета, которая появляется в разных местах уже несколько лет. Кроме того, знаем, что владелец «Новой газеты» Александр Лебедев регулярно мстит Олегу Тинькову за его высказывания о своей профессиональной непригодности. Ваш нынешний интерес тем более странен, потому что Александр Лебедев неоднократно заявлял, что не оказывает влияния на редакционную политику принадлежащих ему изданий. В этих условиях, извините, не готовы к сотрудничеству».
Быть может, подобную реакцию могла вызвать некорректная формулировка нашего запроса? Например, мы прямо оскорбили г-на Тинькова или обвинили кредитную организацию в противозаконной деятельности? Ничуть. Вот полный текст запроса:
Председателю совета директоров банка Уважаемый Олег Юрьевич!
В частности, значимую дискуссию в российской блогосфере вызвала публикация в блоге http://mikhayluk.livejournal.com. Речь в ней идет о кредитных картах, эмитируемых банком «ТКС». Поскольку обнаружить публичной реакции банка на это сообщение не удалось, транслируем часть вопросов автора, добавив свои: 1. Анализируя тарифы на «Продукт ТИНЬКОФФ ПЛАТИНУМ» (Тарифный план 1.0), автор публикации указывает, что при базовой тарифной ставке в 12,9% годовых клиент банка также осуществляет плату за включение в Программу страховой защиты в размере 0,89% от суммы задолженности. Учитывая, что сумма задолженности определяется ежемесячно, дополнительная финансовая нагрузка составляет 10,68% годовых. Взимается ли эта плата в так называемый беспроцентный период? Означает ли это, что в действительности клиенты банка не имеют возможности бесплатно пользоваться кредитными средствами в течение беспроцентного периода? Увеличивается ли фактически в это время размер задолженности за счет платы за включение в Программу страхования даже в том случае, если клиент не использует кредитные средства? Каким образом происзодит включение в Программу страхования, свободен ли клиент в выборе страховой компании, может ли он отказаться от участия в Программе страхования и если да, то на каких условиях и каким образом? 2. В соответствии с законодательством РФ, банк обязан уведомлять клиента о размере эффективной процентной ставки по кредиту, включающей в себя все связанные с использованием заемных средств платежи. Каков размер эффективной процентной ставки для клиентов банка, выбирающих «Продукт ТИНЬКОФФ ПЛАТИНУМ» (Тарифный план 1.0) и своевременно вносящих минимальный платеж? В тарифе указана как «базовая процентная ставка» в размере 12,5% годовых, так и процентная ставка по кредиту: 0,12% в день при своевременной уплате минимального платежа (43,8% в год) и 0,20% в день при несвоевременной оплате минимального платежа (73% в год). Поясните, пожалуйста, как связана базовая процентная ставка и процент по кредиту и на какие параметры исчисления задолженности влияет «базовая процентная ставка»? В какой форме банк информирует клиентов о размере эффективной процентной ставки? 3. В интервью «Коммерсанту» (№219 (4274), 24.11.2009) председатель правления ТКСбанка Оливер Хьюз заявил, что «доходность по портфелю кредитных карт ТКС банка составляет порядка 71%». Как объяснить разницу между относительно низкой базовой ставкой и столь высокой операционной маржой?» |
Очевидно, что если и есть сторона, которой было бы выгодно получить ответы на подобные вопросы, то это не Александр Лебедев и не какие-либо еще недоброжелатели Олега Тинькова, — а клиенты его банка, в особенности — потенциальные. Жаль, не удалось им помочь.
Впрочем, каждый человек может защитить себя сам, внимательно изучая договор. И внимательно задумываясь: зачем в договоре одновременно фигурируют, например, базовая ставка и процентная ставка по кредиту? И стоит ли платить за «включение в программу страхования»?
А каких-либо личных претензий к г-ну Тинькову у нас нет. Он такой не один. В том смысле, что внимательно нужно читать кредитные договоры всех банков без исключения.