В Останкинском районном суде Москвы продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении банкира Александра Лебедева, которому инкриминируется хулиганство «по мотивам политической ненависти» и побои в отношении девелопера Сергея Полонского во время записи программы «НТВшники» 16 сентября 2011 года.
В минувшую пятницу суд допросил свидетелей Германа Стерлигова и Павла Селина. Тележурналист Селин был одним из соведущих злополучной программы, а «православный христианин» Стерлигов, прославившийся на всю страну еще в 1990 году как основатель первой в стране биржы «Алиса», в программе «НТВшники» участвовал в качестве эксперта.
Перед началом допроса Герман Стерлигов честно предупредил суд, что испытывает «легкую неприязнь» к подсудимому, потому что «лет десять назад» по заявлению Лебедева в отношении Стерлигова «было возбуждено дело».
— Но это не мешает мне дать объективные и честные показания, — заявил Стерлигов.
Напомню. В ноябре 2003 года кандидат в мэры Москвы Лебедев указал Мосгорсуду на имеющиеся в агитационных материалах другого кандидата — Стерлигова — «голословные обвинения в преступном образе жизни конкретных наций и народностей» и на этом основании потребовал отменить его регистрацию. Мосгорсуд тогда отказался удовлетворять заявление, но осадок, как видим, остался.
А вот с Сергеем Полонским Герман Стерлигов ранее не конфликтовал. «Мы пару раз сидели у меня в кабинете года полтора назад», — сообщил свидетель суду.
По мнению Стерлигова, во время записи программы Полонский вел себя неадекватно:
— Будто бы в студии был один д’Артаньян, а остальные… присутствующие. Мне вообще показалось, что Полонский был под кайфом, — озадачил Стерлигов участников заседания.
— Что вы вкладываете в слова «под кайфом»? — уточнил адвокат Полонского Вадим Самсонов.
— Находился в состоянии наркотического опьянения.
— Вы специалист в наркологии? Вам часто доводиться общаться с людьми, находящимися в состоянии наркотического опьянения?
— Нет, я не специалист, но я могу определить, пьян человек или он под кайфом. К сожалению, в моей жизни были знакомые, которые подсели на наркотики и погибли, — признался Стерлигов.
Свидетель добавил, что «удалился от мира и уже десять лет живет в лесу»:
— В лесу у нас за наркотики — смертная казнь. Приведенных к исполнению приговоров пока не было и, дай Бог, не будет.
В качестве примера неадекватности поведения потерпевшего Стерлигов привел следующий эпизод в студии НТВ:
— Он вскочил, подбежал ко мне и предложил «сделать массаж». Это меня оскорбило. Если бы Полонский не остановился, то сейчас судили бы не Лебедева, а меня, — предположил свидетель.
Стерлигов вспомнил, что Полонский вел себя гиперактивно, провоцируя участников программы на конфликты:
— Объектом для своих «шпилек» он выбрал Лебедева и Лисовского (Сергей Лисовский — член Совета Федерации, один из экспертов программы. — Прим.авт). Но Лебедев ни в какие дискуссии с Полонским не вступал, на протяжении всей программы на хамство не реагировал. Но в конце записи, видимо, не выдержал… — рассказал свидетель.
— Вы считаете, что произошедшее в студии НТВ в конце записи программы — это нормально? — поинтересовалась адвокат Полонского Диана Татосова.
— Это абсолютно нормальный ответ мужчины на неадекватное поведение Полонского. Его не избивали…. А именно остановили зарвавшегося наглеца, — уверен Стерлигов.
Свидетель взялся изобразить, как вел себя Полонский.
— Давайте я покажу, — и Стерлигов, не дожидаясь разрешения суда, начал размахивать руками, при этом едва не зацепив нос адвоката Александра Добровинского. — Он неоднократно делал вот такие выпады против Лебедева…
Завершив изображать Полонского, Стерлигов извинился перед адвокатом.
— Я бы простил. Хоть и не христианин, — миролюбиво улыбнулся Добровинский.
Энергичная жестикуляция Полонского запомнилась и свидетелю Павлу Селину.
— Полонский вторгся в личное пространства Лебедева, — поделился тележурналист своим мнением.
При этом, по мнению свидетеля, потерпевший пытался продемонстрировать пренебрежение к обвиняемому:
— Как минимум один раз он бросил: «Саша, помолчи», — и махнул рукой у него перед лицом, — рассказал Селин.
А главным эпизодом, спровоцировавшим инцидент, по мнению Селина, стали слова Полонского о желании «набить морду».
— Лебедев не выдержал и два раза ударил Полонского.
— Вы считаете, что эта угроза была реальной? — уточнила адвокат Диана Татосова, в зале недоуменно зашептались… Получается, что, если у тебя перед носом размахивают руками и грозятся «набить морду», надо обязательно уточнить: «Ваши намерения серьезны?»
После допроса свидетелей федеральный судья Андрей Бахвалов сообщил участникам процесса, что еще в начале мая, перед началом рассмотрения уголовного дела, адвокат Генри Резник проинформировал суд о своем намерении уйти в плановый отпуск 1 июня. Суд решил объявить перерыв в рассмотрении дела до 21 июня.
Воспользоваться отпуском своего адвоката решил и обвиняемый, заявив ходатайство разрешить ему выезд за пределы России с 1 по 15 июня. Лебедев намерен принять участие в заседании Высокого суда Лондона, предъявившего обвинение крупнейшей в мире авиализинговой компании Gecas (подразделению компании General Electric) в мошенничестве при проведении аукциона по продаже самолетов авиакомпании Blue Wings. Лебедев также намерен посетить Мозамбик, Замбию и Крым, где реализуются его благотворительные программы.
Несмотря на возражения прокуратуры, суд удовлетворил ходатайство.
P.S.Перед началом пятничного судебного заседания судья огласил заявление Сергея Комкова, опрошенного в судебном заседании, состоявшемся 24 мая, в качестве «специалиста». Комков уведомил суд, что в «Новой газете» был опубликован репортаж «Судебный водевиль» и «организовано обсуждение статьи на сайте газеты». Комков пожаловался суду, что в его адрес «звучали угрозы и шантаж».
Поясним: если кто и «организовал обсуждение», то это сам Сергей Комков. Его комментарий к публикации — первый на форуме «Новой» (в чем можно убедиться и сейчас). И все последующие комментарии читателей — ответы самому Комкову. При этом куда более приличные по содержанию и лексике.
Поcле окончания судебного заседания адвокат Сергея Полонского Александр Добровинский сообщил мне, что «специалист» Сергей Комков также обратился с заявлением в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело в отношении автора публикации.