Технологическое наследство Юрия Лужкова пойдет на пользу Сергею Собянину
Низкая явка избирателей, минимум предвыборной рекламы и отсутствие по-настоящему альтернативной фигуры среди потенциальных конкурентов могут обеспечить Сергею Собянину победу в первом же туре выборов мэра Москвы. К такому прогнозу склоняются эксперты, исходя из опыта столичных выборов 1990-х годов и "нулевых" лет. Коррективы в этот сценарий могут внести только экстраординарные события наподобие лесных пожаров 2010 года. Но даже и тогда господин Собянин снова станет мэром.
В мэры столицы за минувшие 20 лет москвичи выбирали всего двух человек. В июне 1991 года им стал глава Моссовета Гавриил Попов, но спустя год подал в отставку. На освободившуюся должность президент Борис Ельцин назначил своим указом Юрия Лужкова, который возглавлял столичное правительство в ранге вице-мэра.
Господин Лужков быстро стал набирать популярность среди горожан, причем она была не столько политическая, сколько хозяйственная. "Как много Юрий Михайлович делает для Москвы!" -- расхожая фраза 1993-1996 годов не только среди простых горожан, но и среди известных политиков. Свои первые выборы в июне 1996 года господин Лужков выиграл с оглушительным преимуществом, находясь на пике поддержки. Та кампания стала своеобразным прологом к губернаторским выборам 1996-1997 годов: победителями в этом цикле чаще всего становились "крепкие хозяйственники" без явной политической ориентации. Это был лужковский стиль.
Но уже в 1999 году господину Лужкову навязали полноценную политическую борьбу. Его главным соперником был один из лидеров Союза правых сил (СПС), к тому моменту бывший премьер-министр Сергей Кириенко. Его московская кампания строилась на предвыборном лозунге СПС -- "Против номенклатурных капиталистов". На самом деле и лозунг СПС, и участие Сергея Кириенко в городских выборах были частью общей стратегии на думских выборах 1999 года, параллельно с которыми шла кампания в Москве. Стратегии придерживалась часть правящей элиты, которая группировалась вокруг уже набиравшего популярность премьера Владимира Путина, официально объявленного преемником Бориса Ельцина, и вокруг предвыборного блока "Единство". Этому блоку противостоял другой -- "Отечество--Вся Россия" (ОВР), вокруг которого группировалась другая часть номенклатуры. Юрий Лужков был одним из лидеров ОВР. По России блок проиграл, а вот в Москве господин Лужков выиграл. За него проголосовали почти 3,2 млн москвичей. Сергей Кириенко собрал немногим более 500 тыс. голосов. Еще 254 тыс. горожан проголосовали "против всех".
В чем-то схожий результат был и на мэрских выборах в 2003 году, когда Юрию Лужкову противостоял бизнесмен Александр Лебедев, одновременно баллотировавшийся по спискам "Родины". Кандидат Лебедев собрал чуть более 499 тыс. голосов, кандидат Лужков -- чуть более 3 млн голосов. "Против всех" проголосовали чуть более 289 тыс. москвичей. К этому моменту Юрий Лужков был одним из лидеров "Единой России", которая достаточно уверенно выступила на думских выборах.
Главная особенность всех трех московских кампаний в том, что они были вторичны, "проводились на фоне федеральной кампании", заявил "Ъ" руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Потому Юрий Лужков предпочитал "косвенную предвыборную агитацию", к примеру, обычные новостные репортажи о его повседневной деятельности: посещение строек, открытие новой станции метро или новой дороги. Предвыборная агитация его конкурентов не могла быть эффективной в условиях, когда весь агитационный эфир и рекламные площади задействованы участниками федеральных выборов.
Выборы, через которые предстоит пройти Сергею Собянину, не будут служить фоном какой-либо федеральной кампании. Но это "практически не снизит шансов на победу действующего мэра", считает политолог Дмитрий Орешкин, специализирующийся в электоральной статистике. Столица имеет опыт самостоятельных кампаний -- выборы депутатов Московской городской думы. На местные выборы "традиционно приходят меньше избирателей, чем на федеральные". При этом, по словам эксперта, "московские власти всегда делали все, чтобы выборы были тихими, чтобы информации как о выборах, так и о кандидатах было как можно меньше". В итоге Москва "стала автором технологии низкой явки, когда голосовать приходят в подавляющем большинстве избиратели, которые всегда голосуют за действующую власть". Нынешние выборы точно пройдут при низкой явке, так как кампания совпадает с сезоном отпусков.
Напомним, что в 2009 году кампания по выборам в Мосгордуму закончилась политическим конфликтом: фракции КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России" покинули зал пленарных заседаний Госдумы, а обстоятельства подсчета голосов обсуждались на их встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Готовясь к этой кампании, эксперт предлагает всем будущим участникам гонки внимательно отслеживать списки избирателей, "чтобы в них не появились "мертвые души"". Такая технология, по его словам, реальна, так как в нынешней кампании будут голосовать граждане, живущие на территории так называемой "новой Москвы". А это более 175 тыс. новых избирателей к тем 7,125 млн прежних. 1 июля, согласно выборному закону, Мосгоризбирком должен обновить списки избирателей.
В отсутствие "реального конкурента шансы действующего мэра лишь возрастают", сообщил "Ъ" замдиректора аналитического "Левада-центра" Алексей Гражданкин. Он сомневается, что у Сергея Собянина появится реальный конкурент через три месяца. При этом соцопросы показывают, что "отношение москвичей к действующему мэру позитивно и оно улучшается". Социолог допускает "второй тур" на выборах, но лишь теоретически. Для этого, по словам господина Гражданкина, все оппозиционные кандидаты должны действовать в рамках общей стратегии. И самое главное, должно произойти "экстраординарное событие, из-за которого москвичи могли бы разочароваться в своем мэре". В 2010 году, напоминает социолог, таким событием для Юрия Лужкова стали "лесные пожары". Впрочем, победа во втором туре тоже будет за действующим мэром, считает Алексей Гражданкин.