Адвокат Добровинский знает, сколько дадут Лебедеву за воспитание Полонского, хотя суд еще идет
В Останкинском суде звучат сигналы предрешенности. Дело в отношении банкира Александра Лебедева, которому инкриминируются побои девелопера Сергея Полонского (ч. 2 ст. 116 УК РФ) и хулиганство «по мотивам политической ненависти» (ч. 2 ст. 213 УК РФ), ведется с трудно скрываемым обвинительным уклоном.
Конечно, федеральный судья Андрей Бахвалов старательно демонстрирует непредвзятость и объективность в процессуальных действиях, не имеющих прямого отношения к обвинению, но когда дело доходит до вопросов, которые могут круто изменить ход процесса, судье никак не удается скрыть свою солидарность с прокурором и адвокатами потерпевшего.
Он удовлетворил ходатайство защиты обвиняемого и объявил в судебном заседании трехнедельный перерыв в связи с давно запланированным отпуском адвоката Генри Резника. И даже разрешил обвиняемому выезд за пределы России, несмотря на возражения прокуратуры. Но уже в минувшую пятницу судья Бахвалов отказался обеспечить право подсудимого задать вопросы потерпевшему (что гарантировано Лебедеву Уголовно-процессуальным кодексом России). Судья вопреки всякой логике согласился с адвокатами Полонского и прокурором, что «потерпевший не может покинуть Камбоджу». И это притом что Полонский давно оттуда сбежал и сейчас, по всей видимости, находится в Тель-Авиве, где пытается получить израильское гражданство, дабы обезопасить себя от экстрадиции в Россию уже по другому уголовному делу. (Напомним, 14 июня следственный департамент МВД России заочно предъявил Полонскому обвинение в мошенническом хищении денег дольщиков ЖК «Кутузовская миля» — подробности в «Новой», № 66 от 21 июня 2013 г.).
В Останкинском райсуде есть официальный камбоджийский документ от 4 апреля, заверенный отпечатком пальца Полонского, что он освобожден под подписку о невыезде, — именно на него и ссылаются прокурор и адвокаты девелопера. Защита Лебедева же ходатайствует о необходимости направить запросы в МИД России и судебные органы Камбоджи, чтобы установить изменение обстоятельств.
Но судья Бахвалов решил, что судить Лебедева можно и без допроса Полонского. Более того, судья заявил участникам судебного заседания, что через неделю, в пятницу, 28 июня, судебный процесс выйдет на финишную прямую — начнутся прения сторон. И это притом что судья еще не знает, какие доказательства будут представлены стороной защиты, сколько свидетелей, специалистов и экспертов пригласят в суд адвокаты Лебедева и сколько времени может занять их допрос.
Поведение судьи Андрея Бахвалова, возможно, объясняет документ, с которого и началось уголовное преследование Александра Лебедева. Документ находится в первом же томе материалов дела, но исследовали его только в минувшую пятницу. Речь о задании руководителя первого отдела процессуального контроля Следственного комитета России (СКР) Бессарабова С.В. заместителю руководителя Следственного управления СКР по СВАО Москвы Трубину Д.С.
Бессарабов, ссылаясь на поручение руководителя СКР Александра Бастрыкина, потребовал от Трубина провести проверку обстоятельств побоев Полонского, нанесенных ему во время записи программы «НТВшники»: «В ходе проверки объективно установите все обстоятельства данного происшествия <…> после чего в срок до 06.10.2011 <…> представьте проект постановления о возбуждении уголовного дела по ст. 213 УК РФ». Документ датирован 3 октября 2011 года. Это важная деталь, потому что заявление Полонского о возбуждении уголовного дела было подписано потерпевшим лишь на следующий день — 4 октября 2011 года.
Генри Резник обращает внимание суда, что, с одной стороны, Трубину поручается провести проверку, а с другой — уже поручено возбудить уголовное дело по статье 213.
— Это непонятная предрешенность, — говорит Резник.
Говорит Резник и о том, что заместитель руководителя Следственного управления СКР по СВАО Москвы Трубин, отсмотрев видеозапись программы «НТВшники», не обнаружил в действиях Лебедева хулиганства и посчитал, что по поводу побоев Полонский должен самостоятельно обратиться в мировой суд с иском к Лебедеву.
Судья Бахвалов слушал Резника без особого интереса. Он-то все эти документы видел. И прекрасно осведомлен о том, что Трубина «поправили».
А в суде обвинение никак не «клеится». Из последнего: член Совета Федерации Сергей Лисовский, допрошенный 21 июня в качестве свидетеля, показал, что 16 сентября 2011 года участвовал в записи программы «НТВшники» и никакой дискуссии между Лебедевым и Полонским не было:
— Полонский был агрессивен, возбужден и провокационен. В какой-то момент программы он сказал, что его так достали, что он хочет «набить морду», — рассказал Лисовский.
По мнению свидетеля, Полонский был «либо пьян, либо болен, либо плохо воспитан»:
— Я ждал нападения, и я был уверен, что Полонский набросится на кого-то из нас, — добавил Лисовский. Он считает, что Лебедев предвосхитил нападение Полонского.
Говоря о побоях, сенатор сказал:
— Лебедев поступил по-мужски. Но ударил Полонского он очень мягко. Я бы ударил сильнее. Тот упал не из-за удара, а из-за неудобного стула.
Сергей Лисовский фактически повторил то, что на предыдущих судебных заседаниях уже говорили не только свидетели защиты (известный предприниматель Герман Стерлигов, журналист Павел Селин и другие), но и свидетели, вызванные стороной обвинения (к примеру, журналист Антон Красовский), — никакой дискуссии, а тем более политической, между Полонским и Лебедевым не было.
Тем не менее адвокат Полонского Александр Добровинский уверял меня, что приговор суда будет обвинительным:
— Лебедев получит три года, — сказал адвокат перед началом судебного заседания 21 июня.
Я поинтересовался:
— Это достоверно? Источник надежный? Прокурор? Судья Бахвалов?..
Добровинский от уточнения уклонился, сказав что-то вроде «это мое оценочное суждение».
Судебный процесс продолжится в 10.00 24 июня.