22 апреля исполняется 139 лет со дня рождения В.И. Ульянова (Ленина).
Фигура Ленина, его роль в истории до сих пор остается предметом раздоров. Одним следы его культа (повсеместные памятники, города и улицы его имени, мумия у стен Кремля) представляются нестерпимым кощунством и насмешкой над памятью всех, кому революция и ее последствия принесли страдания и гибель. Другие видят в любом посягательстве на священный ореол, созданный большевиками вокруг этой личности, нигилизм по отношению ко всей отечественной истории. Третьи упирают на то, что столь острый вопрос следует отложить до тех пор, пока страсти не утихнут. Четвертые призывают ко взвешенному подходу, избегающем как сакрализации, так и демонизации этой личности.
«Как вы думаете, почему споры о роли Ленина в истории и о судьбе его тела сохраняют свою остроту? Что мешает разрешить этот вопрос и решить судьбу Мавзолея и мумии?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы «Благовещение», отметил, что четкая оценка коммунизму и советскому периоду русской истории так и не была дана.
«Быть может, беда и в том, что Церковь тоже в свое время, когда рухнул Светский Союз, определенно на этот счет не высказывалась. То есть фашистская идеология, национал-социалистическая, осуждалась, а коммунистическая идеология, пожравшая миллионы жизней, — нет», — сказал он.
«Носители этой идеологии в ХХ веке Русскую Православную Церковь разорили так, что можно сказать, никогда не подвергалась Церковь такому испытанию. И дело не в материальных ценностях, — разорялась сама сущность русского человека. Были уничтожены и изгнаны миллионы людей, цвет нации. Поэтому коммунизм — это очевидно преступная идеология, и непонятно, зачем оправдывать ее, приукрашивать, обелять. Или мы продолжаем ей сочувствовать?» — воскликнул священник.
«Один из главных ее идеологов до сих пор не захоронен, причем лежит он на Красной площади: деталь особенно кощунственная. Часто в спорах говорят, что, мол, у православных тоже почитаются мощи. Извините, но всех православных подвижников, как мы знаем, совершенно законным образом хоронили, а Ленин так захоронен и не был. Кроме того, это издевательство над самим его телом — он ведь не завещал себя таким образом консервировать на столько лет», — напомнил отец Андрей.
«Мне кажется, у наших правителей и у нашей иерархии пока просто не хватает решимости более конкретно по этому поводу высказаться. Не хватает необходимого, ясного суждения об идеологии — и как следствие решения о перезахоронении Ленина», — сказал батюшка.
«Необходимо официально осудить коммунистическую идеологию, назвать ее преступной», — заключил он.
Мухаммедгали–хазрат Хузин, председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК), считает, что серьезно вопрос о захоронении Ленина следует поднять лет через 20.
«Этот вопрос состоит из нескольких важных составляющих. Во-первых, есть завещание Ленина, в котором он просит захоронить его по человеческим канонам. Во-вторых, если сами коммунисты желают своему вождю добра, то, наверное, не стоит глумиться над его памятью, над его телом, его нужно предать земле. Человеческое отношение подобает человеку, какими бы он свойствами или качествами при жизни ни обладал», — сказал он.
«Конечно, нужна деликатность, когда имеешь дело с чужими святынями. Нельзя вести себя так же, как большевики в 20-е годы. Понятно, что судьбу захоронения Ленина нужно решать, как он об этом и сам просил, но решать ее нужно по-людски», — подчеркнул Мухаметгали–хазрат.
«Споры, безусловно, будут продолжаться ещё достаточно долгое время, еще лет 20, если не все 50, — пока окончательно не выветрится из общественного сознания коммунистическая идеология», — сказал он.
«На днях управляющий делами президента Кожин высказался по этому поводу. Он сказал, что пока живо то поколение, которое выросло на этой идеологии и пропиталось ею, рано поднимать вопрос о захоронении Ленина. По-моему, это достаточно ответственная и емкая позиция. Оскорблять людей, молодость которых связана с коммунизмом, несправедливо. Я думаю, что определенный мораторий на решение и обсуждение этого вопроса следует продлить лет на двадцать, когда решить все можно будет уже спокойно», — заключил муфтий.
Елена Валерьевна Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью, считает, что пока что вопрос о теле Ленина — слишком болезненный.
«Этот вопрос слишком близок людям, потому что они этим жили. Старшее поколение сильно привязано к воспоминаниям о своей молодости. Их жизнь, возможно была нелегкой, в ней было много страха и несвободы, но у многих она вызывает ностальгию, они привязаны к символам той жизни и к Ленину в частности. Чем дальше мы уходим от тех лет и чем реже вспоминаем о том, что тогда было, тем более сентиментально это воспринимается», — сказала она.
«Россия, как ни крути, является правопреемницей Советского Союза. Было бы важно официально заявить, что происходившее тогда не должно повториться, внятно сказать, чем, собственно, был советский режим, сколько людей от него пострадало. Вопрос о теле, лежащем в Мавзолее — может быть это не так уж и важно, но официальная позиция по отношению к тоталитаризму очень нужна обществу», — считает Елена Леонтьева.