Любое доброе дело можно превратить в зло. Пример тому - одобренная правительством Москвы на прошлой неделе программа "Народный гараж".
"Райуправа объявила: ваши гаражи снесем, построим другие - "народные", - пишет в "РГ" москвич Юрий Горшин. И недоумевает: -
А мы разве не народ? Можно было с нами посоветоваться, как лучше обустроить наши дворы?"
Повторный старт
Напомним: впервые программа "Народный гараж" стартовала четыре года тому назад. Но как ни призывали столичные власти сделать ее такой же приоритетной, как, например, строительство детских садиков, в год на согласование поступало 3, максимум 4 проекта. И это при том, что обеспеченность в городе машино-местами составляет даже не 40 процентов, как до сих пор уверяли чиновники, а всего 8.
Такая цифра прозвучала на последнем заседании московского правительства. Там же Юрий Лужков честно признал неудачу первой попытки. Зато обсуждавшийся вариант программы, по его мнению, представляет собой "совершенно новый подход, который сделает ее востребованной москвичами".
И в самом деле, пробки на дорогах замучили всех. И власти, и горожане понимают: сколько ни строй новых дорог, пока не убраны авто с обочин магистралей, скорость движения по столице не прибавится. А потому так важно массовое строительство гаражей для москвичей. Сделать прорыв в этом и призвана новая программа. Ею предполагается уже в текущем году построить 198 паркингов на
74,5 тысячи машино-мест. В 2010-м должно прибавиться еще 135 тысяч машино-мест, а далее - по 160-170 тысяч машино-мест в год.
Главное, чтобы машино-место обходилось не дороже иномарки, не раз подчеркивал мэр. Так родилась цена - 350 тысяч рублей. Для тех, кому и такие деньги не по карману, обещана социальная ипотека. Тщательно продумана и система защиты от недобросовестных застройщиков. А после завершения строительства москвичам пообещали оформить новые гаражи в собственность.
Бульдозер придет 22 июня
Казалось, предусмотрено все. И тем не менее жители домов по Измайловскому шоссе, 17, корпусов 1-2, а также домов 17, 19, 25 и 27 выступают против программы. "Мы против того, что нас хотят осчастливить за наш же счет, не оставляя никакого выбора", - объяснил Юрий Горшин.
Дело в том, что место под "народный" гараж райуправа "Соколиная гора" отвела там, где на протяжении последних 15 лет стоит "жигуленок" пенсионера и машины его соседей. Категоричный тон объявления, из которого автовладельцы узнали о реализации в городе новой программы, их смутил. "Просим срочно до 13 июня освободить занимаемый участок от металлического тента, личных вещей и транспорта... В противном случае вам будет предъявлен иск, а тент демонтирован в принудительном порядке", - извещало Государственное учреждение инженерной системы "Соколиная гора".
...На собрание по поводу судьбы гаражно-потребительского кооператива "Благуша-1" пришли главный специалист управы Валерий Евдокимов и Митюков из ГУИС. Вопросы сыпались как из рога изобилия. Какой гараж будет построен на этом месте? Все ли нынешние владельцы получат в нем места? Откуда взялась такая цена, в прошлом году обещали построить за 100 тысяч? Узнав, что землю под новым паркингом город предоставит лишь в аренду, жители заволновались еще больше: "Где гарантия, что через год-другой нам не скажут: забирай свою железяку и уходи куда хочешь?" Но больше всего народ изумило известие о том, что вместо их нынешних 90 гаражей будет построено 100: "И ради десяти машино-мест такой огород городить!"
Ничего вразумительного в ответ представители власти сказать так и не смогли. Показали лишь картинку многоэтажной "этажерки", как якобы и будут выглядеть новые народные гаражи.
"А что вы хотите, мы и сами никаких документов еще не видели, - объяснила корреспонденту "РГ" зам. главы управы "Соколиная гора" Наталия Голованова. - Проекты разрабатывает город. От нас требуется одно: освободить место". Подтвердила Наталия Михайловна и то, что, как бы ни протестовали жители против сноса своего плоскостного паркинга, он будет снесен: "Жители покричат и перестанут. Так всегда бывает".
Правда, в обещанный день - 22 июня бульдозер не пришел. "А мы думали, они специально приурочили войну против нас к дню нападения немцев на СССР", - позвонили вечером в редакцию жители, дежурившие до ночи у автостоянки.
"Мы - не халявщики"
"Может, и впрямь Горшина и его соседей-гаражистов интересуют лишь собственные ракушки, а на то, что они портят своим безобразным видом их же двор, им наплевать?" - подумала я и отправилась в Измайлово. Оказалось, нет, совсем не безразличные люди здесь живут. Оба дома по Измайловскому шоссе, 17, корпуса 1 и 2, кооперативные. Квартиры жильцы купили в них еще в 1983 году. Территория вокруг утопает в зелени, высаженной их руками, среди которой я не сразу заметила и паркинг.
- Управа попросила огородить гаражи забором, мы покрасили его в зеленый цвет, чтобы под деревьями был незаметен, - объяснил еще один автомобилист Виталий Алтухов. - Пеналы были у всех разные, сказали - лучше одинаковые, мы поменяли без звука. Пожарные потребовали, чтобы был свободный въезд и выезд - сделали. 800 тысяч рублей на благоустройство потратили, сбрасываясь, а теперь нам говорят: пошли вон!
- Мы не раз просили управу: дайте нам землю в аренду, и мы сами построим новый цивилизованный гараж - хоть на 90, хоть на 180 машино-мест, - подключается к разговору Андрей Рождественский. - И обойдется он не по 350 тысяч рублей, а дешевле, так как мы знаем, где материалы купить, готовы и своими руками поработать. Говорят: нельзя. Но почему, если гараж называется "народным"?
Письмо со своими предложениями они написали в управу весной. Какой получили отклик - я уже рассказала. В итоге чиновное пренебрежение превратило потенциальных участников новой программы в ее яростных противников.
Не с тех начали?
"Другой земли у нас нет", - объясняют свою наступательность власти на местах. Мягко говоря, это лукавство. Ведь по оценке куратора "народного гаража" зам. руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Виталия Крючкова, в Москве имеется 6,5 тысячи плоскостных паркингов. Для того чтобы построить на их месте 40 тысяч машино-мест, как записано на этот год, "народные гаражи" должны быть сплошь и рядом не меньше семи этажей. Но много ли в жилых районах столицы мест, куда можно всадить такую махину? Проектировщики это понимают, и потому среди 18 типовых предложенных проектов есть и двух-, и трехэтажные гаражи. Значит, под них нужны другие места?
Тогда почему не начать обеспечение машино-местами в новых паркингах не тех, чьи авто уже убраны под крышу, как на Измайловском шоссе, а тех 92 процентов москвичей, у которых пока нет никаких гаражей? Глядишь, и остальные увидят, что программа действует и цена машино-места за время строительства не подрастает с объявленных 350 тысяч до 500, чего так опасаются многие... И тогда убеждать в ее пользе никого не придется.