«Новая газета» первой высказала предположение близкой смены гендиректора «Аэрофлота» (см. № 21 от 2 марта) и не ошиблась: Валерий Окулов, возглавлявший компанию с 1997 года, отправлен в отставку 26 марта. Члены совета директоров проголосовали против бессменного руководителя авиакомпании практически единогласно. Место Окулова, как и утверждала «Новая», займет первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев.
В замен Валерию Окулову (профессиональному, между прочим, штурману) была предложена должность заместителя министра транспорта. Для руководителя такого уровня это явное понижение.
Процесс замены руководителя «Аэрофлота» развивался как хороший детектив: в середине марта стало известно, что Валерию Окулову предложена должность замминистра транспорта. По слухам, его и раньше (безуспешно) звали и возглавить Росавиацию, и войти в состав руководства Минтранса. Но ни разу до того эти предложения не предавались огласке.
Насколько известно, первоначально Валерий Окулов отверг предложение министра транспорта Игоря Левитина. Как 13 марта заявила «Новой» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг, «пока Валерия Окулова устраивает его нынешняя работа».
Очередное заседание совета директоров «Аэрофлота» было назначено на 25 марта, обсуждение отставки руководителя авиакомпании в нем не значилось. Однако заседание внезапно назначили днем ранее, причем повестку его публично уже не заявляли. Только поздно вечером 26-го стало известно: 10 апреля в новую должность вступает Виталий Савельев, контракт с которым заключен на пять лет.
На авиационном рынке отставку Валерия Окулова восприняли неоднозначно. По словам Александра Лебедева, крупнейшего частного акционера «Аэрофлота», приход нового менеджера будет означать, что управление компанией станет более прозрачным. «Валерий Окулов считал, что это его компания и он в ней навсегда, — утверждает Александр Лебедев. — Поэтому «Аэрофлот» всегда был «черным ящиком». Даже мы, акционеры, не знали, к примеру, по какой цене покупаются самолеты, откуда взялось такое количество дочерних компаний, почему компания «Аэрофлот. Карго» несет большие убытки. Компании был нужен грамотный финансовый менеджер, который сделает ее открытой». (При этом сам Александр Лебедев во время голосования за отставку Окулова воздержался.)
Однако многие эксперты считают, что кризис — не самое удачное время для смены руководителя крупнейшей авиакомпании страны: перемены могут пошатнуть устойчивый сейчас бренд «Аэрофлота».
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба уже готовила проект постановления правительства об отмене роялти (так называемых пролетных денег, которые выплачивают «Аэрофлоту» иностранные авиакомпании за пролеты над воздушным пространством России) и теперь наверняка вернется к нему. Виталию Савельеву придется готовить авиакомпанию к работе по новым правилам. Интересно только, насколько новым: как предполагают эксперты, назначение Виталия Савельева главой «Аэрофлота» может означать объединение перевозчика с создаваемой «Ростехнологиями» и правительством Москвы авиакомпанией «Росавиа».