Власти предложили новый механизм продажи проблемных банков — не точечно, через покупку окологосударственными структурами, а массово — через Агентство по страхованию вкладов. Согласно законопроекту, внесенному вчера в Госдуму, АСВ будет осуществлять оперативный поиск и отбор потенциальных инвесторов для банков, не выполняющих обязательства. На то, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей таких банков, из госбюджета уже в этом году выделяется 200 млрд руб.
Вчера премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Министерству финансов и Министерству экономического развития совместно с Госдумой внести законопроект о расширении функций Агентства страхования вкладов — «в части дополнительной капитализации банков, чтобы обеспечить их стабильную работу», передало слова господина Путина агентство «Интерфакс». Также глава правительства поручил внести поправки в бюджет 2008 года с тем, чтобы выделить АСВ 200 млрд руб. в виде имущественного взноса для реализации новых функций. Деньги будут выделены из свободных средств федерального бюджета на 2008 год. Чуть позже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, комментируя инициативу премьера, пояснил, что расширение функций АСВ требуется, чтобы «санировать банковскую систему, приобретать банки в нехорошем финансовом состоянии». По словам господина Шувалова, законопроекты должны были поступить в Госдуму в понедельник вечером. По информации источников «Ъ», близких к разработчикам проектов, они могут быть рассмотрены и приняты уже в четверг и сразу же вступят в силу.
На первый взгляд поправки, расширяющие функции АСВ по работе с проблемными банками, возрождают государственный институт реструктуризации и оздоровления кредитных организаций, каким было Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) до преобразования в АСВ в результате принятия закона о страховании вкладов. Суть деятельности АРКО состояла во вхождении в капитал проблемного банка, исправлении ситуации в нем и последующей продаже оздоровленного актива через несколько лет. В ходе преобразования в АСВ АРКО утратило санационные функции. Сейчас АСВ помимо страхования вкладов занимается лишь конкурсным управлением банками, входящими в систему страхования вкладов, после отзыва у них лицензии Банком России.
Впрочем, по информации «Ъ» от источников, близких к разработчикам законопроекта, после наделения АСВ санационными функциями агентство будет работать не совсем так, как работало АРКО. В частности, основной задачей АСВ в ходе санации проблемных банков будет не вхождение в их капитал с целью последующего оздоровления, а оперативный поиск и отбор инвесторов, желающих приобрести такой актив. При этом бюджетные средства на выход из тяжелого положения получит (возможно, в виде беспроцентного кредита) именно инвестор, а не сам проблемный банк. Таким образом будет поддержана текущая ликвидность приобретателя, которая может ухудшиться в результате оперативного выполнения обязательств проблемного банка из собственных средств. Если же инвесторы, желающие приобрести проблемный банк, оперативно не найдутся, АСВ будет самостоятельно входить в капитал банка, не переставая искать ему покупателя, и после выправления ситуации в банке в течение нескольких дней оперативно выставлять его на торги. Поддержку АСВ в поиске инвестора получат не все банки, терпящие бедствие, а лишь те, банкротство которых сопряжено с системной угрозой банковскому сектору, сообщили собеседники «Ъ».
Новый механизм санации банков с участием АСВ позволит Банку России отойти от практики точечного решения проблем через принудительное привлечение к покупке окологосударственных банков (ВЭБ, банки из группы «Газпрома») и привлечь к участию в санации банковского сектора коммерческие структуры, считают участники банковского рынка. «Это правильное решение: санация банковской системы не является основной функцией государственных и окологосударственных банков, а значит, отвлекает их от выполнения собственных задач», — говорит первый зампред правления Москоммерцбанка Людмила Лебедева. По ее мнению, подбор потенциальных инвесторов для проблемных банков через АСВ сделает процесс более прозрачным, а расходование средств, выделяемых на санацию, более контролируемым, нежели в случае прямых договоренностей между банками.
Дополнительно новый публичный механизм санации банков высвободит временные ресурсы ЦБ, который физически не может решать одновременно проблемы сразу многих банков, рассуждает председатель правления Русского банка развития Олег Харитонов. При этом сама система страхования вкладов, по его мнению, только выиграет: при оперативной продаже банка найденному инвестору не будет банкротства и, как следствие, необходимости выплачивать компенсацию по вкладам.
Банки, рассматривающие возможность расширить бизнес за счет поглощения менее удачливых коллег, не прочь воспользоваться новым механизмом. По словам председателя совета директоров Национальной резервной корпорации (куда входит Национальный резервный банк) Александра Лебедева, НРБ не отказался бы поучаствовать в конкурсах АСВ, если их условия будут «правильными». «Главное, чтобы схема этих конкурсов была прозрачной и было понятно, за сколько и почему спасают именно Связь–банк, «КИТ Финанс» или «Глобэкс», а сейчас непонятно, кто и где принимает решения», — говорит господин Лебедев.