В 2007 году, по оценкам вендоров, производителей софта и ритейлеров, в России было продано 80—100 тыс. GPS-навигаторов. Производители прогнозируют стремительный рост объемов. В Miо ждут, что в 2008 году будет реализовано 300—350 тыс. таких устройств. Разработчики софта прогнозируют продажи на уровне около 400 тыс.
Но независимые аналитики и продавцы более консервативны: максимум 250 тыс. устройств, считает независимый аналитик Михаил Фадеев. По оценкам сети «Эльдорадо», объем рынка GPS-навигаторов в России составит 180—200 тыс. устройств. Производители из JJ Group также приводят более скромные оценки: «Наш прогноз рынка автонавигаторов на начало 2008 года составлял 160 тысяч приборов. К середине года мы скорректировали эту цифру ближе к 200 тысячам. Доля JJ Group на рынке с его развитием выросла практически до 30%», — говорит директор по маркетингу JJ Group Илья Козлов.
Михаил Фадеев подсчитал, что по 25% российского рынка навигаторов занимают вендоры Mio и Garmin, около 20% может составлять доля компании JJ Group.
Самый массовый сегмент применения GPS-навигаторов — автомобили. По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, в России на начало 2008 года было зарегистрировано около 38 млн автомобилей. Число их в Москве превысило 3 млн. При этом менее 10% было оснащено GPS-системами.
«В настоящее время даже в Москве GPS в основном используют только технически подкованные автомобилисты», — говорит Михаил Фадеев. По его словам, развитие рынка в регионах сдерживалось отсутствием карт — навигаторский контент «формировался на полулюбительском уровне». «Все крупные игроки рынка используют карты зарубежных компаний, которые по разным причинам пока не могут обеспечить качественного регионального покрытия», — констатирует он.
Продавцы снижают цены. Минимальный уровень в 7—8 тыс. рублей за устройство за год опустился до 4—5 тыс. «Но большинство брендов все-таки продолжает работать в средней и верхней ценовых нишах. В следующем году большая часть брендов опустится до уровня в 4—5 тысяч рублей», — ожидает Алексей Першин, заместитель генерального директора компании ЦНТ.
По его мнению, основным драйвером рынка будут автонавигаторы. «В Европе они составляют большую долю рынка GPS-навигации, — объясняет он. — У нас в силу разных причин было наоборот, и первую скрипку играли коммуникаторы с GPS-модулем.
Перспективы российских разработок — совмещенных GPS/ГЛОНАСС-приемников с учетом прогнозов развития рынка пока кажутся экспертом неопределенными: группировка спутников ГЛОНАСС не заработала в полном объеме, представленные российскими производителями (КБ НАВИС, Ижевский радиозавод, НИИ космического приборостроения) устройства слишком громоздкие и дорогостоящие. «Рынок GPS/ГЛОНАСС довольно экзотический, общее количество проданных устройств составляет не более десяти тысяч», — оценивает Михаил Фадеев.
Рынок GPS/ГЛОНАСС-оборудования тормозит отсутствие массового производства соответствующих GPS-чипов, поддерживающих оба сигнала, а также неясные преимущества использования двухсистемных приемников для конечного потребителя, подчеркивает менеджер компании «Эльдорадо» Антон Пантелеев.
«Для довольно точного позиционирования на местности только сигнала GPS вполне достаточно. Сигналы ГЛОНАСС не дают более точного позиционирования и сами по себе и актуальны лишь в том случае, когда спутники GPS недоступны. Последнее может быть важным для военных и государственных структур России, но большинству рядовых потребителей приносит лишь удорожание навигаторов», — констатирует он.
Справка
GPS
Global Positioning System — спутниковая система навигации, позволяющая в любом месте Земли определять местоположение и скорость объектов.
Система разработана, реализуется и поддерживается министерством обороны США. Основу системы составляют 24 спутника, движущихся по круговым орбитальным траекториям (четыре спутника на каждую из шести траекторий) на высоте 20 180 км. Первый тестовый спутник выведен на орбиту 14 июля 1974 года США, а последний из всех 24 спутников, необходимых для полного покрытия земной поверхности, был выведен на орбиту в 1993 году. Первоначально GPS — глобальная система позиционирования, разрабатывалась как чисто военный проект. Но после того как в 1983 году был сбит вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза самолет «Корейских авиалиний» с 269 пассажирами на борту, президент США Рональд Рейган разрешил частичное использование системы навигации для гражданских целей. Точность GPS была уменьшена специальным алгоритмом.
ГЛОНАСС
Глобальная навигационная спутниковая система — российская спутниковая система навигации.
Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе GPS. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 году спутниковая группировка составила 24 аппарата. Впоследствии из-за недостаточного финансирования число работающих спутников сократилось. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже? в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. По состоянию на 19 августа 2008 года группировка ГЛОНАСС насчитывала 16 спутников, из которых 13 использовались по целевому назначению. Спутниковые навигаторы, рассчитанные на ГЛОНАСС, впервые поступили в продажу в конце 2007 года.