Концерт поп
Накануне 60-летия Алла Пугачева показала в Государственном Кремлевском дворце новую программу. За два с небольшим часа шоу «Сны о любви» она исполнила 27 песен, абсолютное большинство которых вошло в репертуар певицы в последние 15 лет. Контраст нового материала с золотыми хитами прочувствовал Борис Барабанов.
7 апреля в Государственном Кремлевском дворце не было ни одного свободного места, и любые сомнения отпали еще до того, как певица взяла первую ноту. Декорация Бориса Краснова представляла собой огромный, косо срезанный цилиндр во всю сцену, позади которого размещался экран. Внутри большой белой постройки был еще один вращающийся цилиндрический сектор. Большая часть моноспектакля Аллы Пугачевой разворачивалась именно на его изломанной поверхности. При этом все обводы и грани декораций служили проекционными плоскостями. Актриса оказывалась то в огне, то внутри водопада, то в жерле вулкана, то на поверхности айсберга. Места для аккомпанирующего состава и группы бэк-вокалистов осталось на сцене совсем мало.
Акустическая картина тоже была выстроена в основном вокруг главной героини. Она в принципе и сама не отрицает, что может использовать на концертах заранее записанные вокальные партии, но в количестве одной—двух, и поет поверх них. Однако когда госпожа Пугачева позволила себе несколько раз пуститься в вокальные импровизации, контраст между звуком куплетов и этих вокализов был просто невыносим. От подозрений насчет фонограммы невозможно было отделаться минимум в шести-восьми песнях.
Сет-лист концерта совсем не был похож на подведение итогов, он был построен по схеме, прямо противоположной принципу «из каждого периода понемногу». За первый час прозвучали всего две песни, изданные до 2000 года, — старый рок-н-ролльный хит «Алло» и извлеченная из недр архивов вещь «Люди, люди»: «...не боюсь я вам в глаза смотреть... не боюсь я, люди, постареть... Не боюсь признаться, что надежды нет в любви моей, моей. Но боюсь, что мне любовь с годами все нужней, нужней, нужней». Эта песня в связке с номером «Ты моя любовь последняя» стала ключом к пониманию всей программы. То, как выглядит Алла Пугачева (от шутовского черного банта в прическе до сплетен в желтой прессе), похоже, действительно заботит ее саму больше, чем то, каковы песни в ее репертуаре и хорошо ли она их поет.
Переломным моментом шоу стал выход певицы в зал с песней «Ты там, я там», которую сменила «Позови меня с собой». Как пошутила исполнительница — «для сбора цветов». Символичным образом самый близкий контакт с публикой произошел на песне, которая в биографии певицы знаменует падение последних барьеров, полную капитуляцию перед пошлостью новой эстрады, фактически предательство себя молодой, себя 70-х — начала 80-х.
После «Позови меня с собой» Алла Пугачева выдала исполненный потрясающего драматизма блок из песен «Айсберг», «Без меня» и «Возвращение» («Ты и я, мы оба правы»). На последней госпожа Пугачева безупречно отыграла сценку «нетрезвая возлюбленная» с монологом «Надеюсь, ты понимаешь, что никому ты на хрен не нужен, кроме меня?». Возникла робкая надежда, что вот теперь певица двинется дальше в глубь веков, к Зацепину, Шаинскому, Таривердиеву, может быть, чем черт не шутит, доберется и до «Беды» Высоцкого. Но чуда не случилось. Не было ни «Арлекино», ни «Песенки про меня», ни «Миллиона алых роз», ни песен совершенно отдельного и важного периода сотрудничества с Юрием Чернавским. На недавней пресс-конференции, приуроченной к юбилейным концертам, Алла Пугачева честно признавалась: «После ряда операций, которые мне пришлось перенести, голос, конечно, подсел, и он не может выразить тех чувств и интонаций, которые мне хотелось бы, чтобы он выражал». «Те» чувства и интонации остались за пределами программы «Сны о любви». Внутри же нее было множество песен, которые могли быть, а могли и не быть.
На фоне не трогающей душу продукции последнего десятилетия едва не потерялись достойные пугачевской классики номера «Любовь», «Опять метель» и «Свеча горела» на стихи Бориса Пастернака. Бытует мнение, что за эти 10—15 лет не Алла Пугачева стала хуже, а просто добавилось отвлекающих факторов, мешающих вслушаться в ее музыку. В Кремле вслушались по полной программе. Но не стало понятнее, почему она выбирает такой слабый материал — потому что другой не в силах исполнять или все же потому, что хочет быть ближе к народу.