Сегодня хотел бы внести некоторую ясность в запутанную ситуацию, возникшую вокруг авиаперевозчика Blue Wings и ответить на те вопросы, которые возникают у средств массовой информации. Начну с того, что мы, со своей стороны, выполнили все обещания, данные Федеральному ведомству по гражданской авиации (LBA). Мы конвертировали требования по лизинговым платежам, которые не платятся уже полтора года, в мезонинный капитал. Укрепили менеджмент, в компании появились три новых человека с правом подписи. Сделали эффективный бизнес-план.
Я сейчас бы не хотел останавливаться на вопросе доверии или недоверии к менеджменту, но в нашем исследовании и в других проверках компании есть факты, которые вызывают у нас серьезные подозрения.
Например, наличие некоторых компаний, учрежденных генеральным директором, которые обслуживают Blue Wings. Им деньги платятся, а на зарплаты денег нет, что уже странно. Мне всегда казалось, что в Германии первое, что надо платить - это зарплаты, а потом уже все остальное. В Blue Wings делается наоборот.
Вчера, как я понимаю, генеральный директор Blue Wings вновь обратился к LBA с просьбой восстановить полеты. Общие результаты его деятельности, на мой взгляд, требуют еще более серьезного усиления менеджмента компании. И мы обратились с просьбой к LBA помочь нам в этом.
Что мы собираемся сделать?
Наверное, обратимся к LBA, согласовав это с менеджментом, и попросим разрешить нам полеты в города-миллионники России. Это прямая конкуренция с Lufthansa и пока неизвестно, разрешат нам это или нет. Считаю, что в дальнейшем нам надо летать в Ростов, Пермь, Новгород, Краснодар и т.д. Мы пока летаем только в Москву, рейс в Санкт-Петербург мы сняли, поскольку, когда нас в первый раз остановили в марте 2009 года, Lufthansa забрала наш слот и до сих пор летает, как летали мы.
Дополнительная потребность в финансировании (в дотациях и субсидиях) на этот год для Blue Wings составляет еще около 30 миллионов евро. Год тяжелый для всех, а для нас в особенности, с учетом того, что мы уже второй раз попадаем в такую ситуацию. Мы, как акционеры никакой вины за собой не видим, поскольку с 2007 года вложили в компанию напрямую порядка 115 млн. евро. Кроме того, еще порядка 450 млн. было выделено на покупку самолетов. Кстати, это вещи связанные и их надо рассматривать как единый проект. Как только авиакомпания встает, стоят и самолеты, а у нас возникают проблемы с кредиторами, потому что, естественно, самолеты частично куплены в кредит. До сих пор после апреля (когда бы отзыв лицензии) два самолета авиакомпании стоят на специальной стоянке во Франции. Эти два Аэробуса мы специально вывели, поскольку нет смысла формировать дополнительные убытки.
Еще раз подчеркну, что мы всячески будем защищать инвестицию, и считаем, что наши результаты - перевезенные порядка 2 млн. пассажиров, создание нескольких сот рабочих мест и еще тысячи рабочих мест в производстве самолетов - сами по себе заслуживают более внимательного отношения. Никаких претензий к немецким властям у нас нет.
По стратегии развития авиакомпании есть целый ряд серьезных решений, но нам для этого надо иметь адекватный, внушающий доверие менеджмент. Потому что такие вещи, как частный самолет на балансе компании, на котором летает генеральный директор, а также наличие 20-ти мерседесов, в том числе с водителями – не располагают к доверию. Зарплата у генерального директора намного выше, чему у меня. Компании, в которых он выступает учредителем – ремонтируют кабины самолетов и продают билеты авиакомпании. Это грубое нарушение как минимум деловой этики. Плюс у нас возникали вопросы по продаже провозных мощностей в одни руки по цене на 30% ниже рынка. И, наконец, все время появляются какие-то непонятные долги в Турции. Она вообще известна своим черным рынком наличных платежей. К сожалению, многие компании пользуются этим, выносят финансовый результат через мэйнтенанс, через заправки, хендлинг, парковки. Наша компания Red Wings, будучи менее крупной по размеру и российского происхождения, платит в Турции традиционно меньше, чем Blue Wings. Все эти вопросы требуют дополнительных проверок, с возможностью предоставления документов в суд. Мы в ближайшее время продолжим все эти расследования. Пока, в такой острой ситуации, это не главное. Главное - начать летать, утвердить окончательно новый бизнес-план, укрепить менеджмент, которому мы дадим дополнительное обязательство по оказанию финансовой поддержки.
Вопросы и ответы
- Кто сейчас председатель совета директоров Blue Wings?
- До недавнего времени был генеральный директор нашей авиакомпании Red Wings Константин Тетерин. Изначально был план эти авиакомпании объединить, мы хотели довести количество самолетов до 10-15 и сделать единую компанию на российско-германском рынке. Это не очень-то приветствуется действующим законодательством и регулированием, но у нас было юридическое решение как это сделать – мы рассматривали российско-германский рынок как единый. Но не все получилось.
Мы будем менять совет директоров. Хотим ввести туда несколько немецких специалистов, мы их уже нашли. Там сейчас всего три человека, совет директоров работает плохо – это, конечно, наша вина и мы ее с себя не снимаем. Я могу оправдаться только тем, что довольно долго работал в Госдуме и первые три года работы авиакомпании не уделял ей должного внимания. Кстати, тогда и LBA не проявлял к ней большого интереса, они заинтересовались ею только в декабре прошлого года. А хорошо бы было, если бы они и раньше туда заглянули, мы бы потратили меньше денег и на более раннем этапе приняли бы правильные организационные и кадровые с точки зрения прозрачности компании решения. Но я всегда думал, что в Европе и Америке прозрачность бизнеса это само собой разумеющееся условие. Наверное, это не совсем так, с учетом опыта Берни Медоффа и разных других интересных вещей. Конфликт между принципалом и агентом, между собственником и менеджером никуда не делся.
Ничего нового тут, к сожалению, нет. У нас такая же ситуация с бизнесом на Украине. Начали проверки, выяснили, что управляющие банка, мягко говоря, не справляются. И весь менеджмент дружно ушел в отставку 30 декабря. Первый раз такую ситуацию видел.
Менеджеры очень часто считают компании своими, они забывают, что существуют акционеры. Я очень рад, что в Германии есть LBA, который в принципе занимается финансовым анализом состояния компании. Причем, они свою работу делают лучше аудиторов. KPMG например, как аудиторы, ничего этого не видели. Сейчас мы привлекли Debevoise & Plimpton, которые, в свою очередь, проверяли Siemens. Мы специально привлекли компанию, которая выявила взятки (понятно, на что мы намекаем). Может быть еще PriceWaterhouseCoopers подтянем, потому что у них хороший форензик. Многие из наших вопросов нелегко проверить, чтобы выяснить истину. Нам, например, кажется, что миллионов 20-30 в компании было потрачено не должным образом.
- Каковы ваши отношения с Хельвигом?
- Он, действительно, мне звонил поздно ночью в понедельник, мы собирались провести акционерное собрание во вторник в Цюрихе и вообще-то его переизбрать, потому что он как акционер своих обязанностей не выполняет. Г-н Хельвиг утверждает, что у него нет денег. Поэтому, естественно, вся финансовая нагрузка ложится на нас. И при этом он еще нас в чем-то упрекает! В том, что мы регулярно, как часы, дотируем компанию! Любая компания на рынке давно бы разорилась, если бы она не платила за лизинг самолетов. Мы их от этих платежей освободили. Мы сами платим процентные платежи по кредитам. Любой самолет, который простаивает на стоянке, дорого стоит. Нам сейчас надо минимум 5 млн. евро, чтобы провести чеки тяжелой формы по двум А 320, которые стоят в Шато Руж, это специальный аэропорт во Франции, куда отгоняют самолеты.
Что мы еще обнаружили? Например, на днях выяснилось, что Хельвиг в федеральной другой земле зарегистрировал компанию Blue Wings AG с небольшими изменениями устава. До этого он вел переговоры на Ближнем Востоке, у нас есть документы о создании совместного предприятия на базе Blue Wings. Мы об этом со стороны Хельвига проинформированы не были. Нам арабские партнеры рассказали об этом. И самое малоприятное подозрение - то, что компанию намеренно доводят до банкротства, чтобы либо похоронить ее вместе со всеми следами деятельности, либо для того, чтобы продать ее третьей стороне. В России это называется рейдерским захватом. Компанию специально доводят до плохого состояния, а потом говорят: раз у тебя проблемы, то продай ее, скажем, за 100 тысяч евро.
Но это все надо доказывать. Будем проводить проверки. Пока не хотел бы разбрасываться обвинениями, но то, что у нас есть серьезные сомнения по поводу прозрачности, обоснованности и качества менеджмента – это правда. Кстати, последний финансовый директор уволился в декабре позапрошлого года, когда как раз началась проверка LBA, и компания продолжила работать без финансового и коммерческого директоров. Вместо них там работают родственники Хельвига. Например, супруга. Мне кажется, в Европе не очень принято генеральному директору, который получает почти 400 тысяч евро ездить на машине с водителем и летать на частном самолете (он сам пилот). При том, что компания оплачивала эти полеты. Самолет был продан какое-то время назад, но то, что он находился на балансе компании – это факт.
- Кто может стать новым директором компании?
- Мы в конце ноября ввели в компанию трех руководителей с правом подписи – chief of financial office, chief of the operating office и chief of commercial operations. Это серьезная компания, люди специализируются на этом виде деятельности. Вероятно, кто-то из них может стать генеральным директором. Компания называется Botom line. Ее историю можно посмотреть в Интернете. Они же делали новый бизнес-план Blue Wings.
Можем ли мы дальше оставлять Хельвига генеральным директором? Это нужно будет решить после того, как мы решим основную проблему – летаем мы или нет. И второе – даст ли нам LBA право летать в Россию из Дюссельдорфа или нет. Это же в интересах конкуренции, пассажиров, это делается ради снижения тарифов, повышения качества услуг – об этом же идет речь.
- Немецкая сторона утверждает, что полеты блокировали из-за поведения русской стороны. И неизвестно какие у Вас планы относительно компании, будете ее продавать, дарить или продолжать с ней работать?
- Никаких планов продавать у нас нет и быть не может, потому что в таком состоянии компанию никто не купит. Это наивный пиар-ход. Планы как были, так и остались – развивать ее. Иначе зачем же мы весь прошлый год, в период острейшего кризиса, начиная с февраля каждый месяц перечисляли в нее дополнительные деньги. Она не могла жить за счет выручки. Она получила серьезный удар, когда не летала 42 дня. По итогам 2008 года мы перевезли 1,3 млн. пассажиров, а в этом году только 280 тысяч. И в этом частично вина кризиса, а частично, соответственно, это случилось из-за приостановки сертификата эксплуатанта.
- Люди, которые являются потенциальными директорами немцы?
- Да они уже в компании и они немцы.
- А устав компании позволяет при том, что Хельвигу принадлежит 26% переизбрать его?
- Он, конечно, сорвал собрание в минувший вторник, воспользовавшись техническим предлогом, что вовремя не было доверенности от кипрской компании-акционера. Я могу сказать, что написал ему электронное письмо, в котором предложил ему подать в отставку. Потому что то, что он делает, просто возмутительно. Он же мне объяснял, что LBA ведет себя неэтично, незаконно, что за ними стоит Lufthansa, и я, честно говоря, повелся на такую ерунду. Даже несправедливо выдвинул некоторые обвинения, которые дезавуировал и извинился. Спустя почти год он сделал наоборот - сам пошел и сказал им: «Остановите меня!». При этом он сделал заявление, что ему мешает российский акционер. Российский акционер мешал ему только тем, что все эти годы бесконтрольно предоставил в его распоряжение 120 млн. евро. Больше мы ему ничем не мешали – он что хотел, то и делал!
Кризисы они для того и существуют, чтобы акционеры и советы директоров извлекали уроки из бесконтрольности и непрозрачности крупных видов бизнеса – строительства, сельского хозяйства, авиаперевозок, банкинга. У меня в Национальном резервном банке по итогам очень тяжелого года люди выплатили себе бонусы. Я узнал об этом вчера. Причем совет директоров объяснил мне, что бонусов нет. При этом фонд заработной платы вырос почему-то в два раза в конце квартала. Сейчас мы будем просить их вернуть эти бонусы обратно. Так везде и происходит.
- У Вас 49 % акций Blue Wings?
- Мы главные финансирующие акционеры. Акционер кипрский нас полностью поддерживает, а у него, по-моему, порядка 26%.
Мы договорились устно, что я свои 5% акций и Хельвиг 5 % своих акций вносим в фонд Раисы Горбачевой, это Лондонский благотворительный фонд, который занимается сбором средств для помощи детям, больным онкологией. Могу сказать, для чего я это делал – я получил юридическое заключение о том, что если крупная российская компания покупает 50 акций минус 1 (это разрешено законом), а 10% находятся в фонде европейской юрисдикции, то в принципе они могут между собой координировать политику и управлять компанией, не нарушая закон. Я это делал для «Аэрофлота» Но в сегодняшнем состоянии Blue Wings разговаривать с «Аэрофлотом», по меньшей мере, некрасиво. Хотя «Аэрофлот» как потенциальный глобальный игрок, особенно в случае консолидации вокруг него Росавиа, ГТК «Россия» и Владивосток-авиа, нуждается в хабе и платформе в Европе.
Но «Аэрофлот» пока не готов выходить в Европу. Он считает, что европейские власти его не очень ждут. Они придумают какой-нибудь предлог вроде пролетных денег, хотя уже понятно, на какую дату «Аэрофлот» откажется от них. Это вопрос уже решенный. В Европе их никто не ждет и протекционизм там все-таки существует. Этот разговор продолжается, но в нынешнем состоянии Blue Wings мы не можем положить на стол «Аэрофлоту» отличный бизнес-план или хорошие финансовые показатели. Поэтому сначала мы должны привести компанию в порядок. Кстати говоря, у нас был разговор с потенциальными сторонними новыми акционерами. Но, опять же, не в таком состоянии. И мне кажется, что вся эта провокация со стороны генерального директора сделана специально. Потому что мы с LBA напрямую разговаривали, заверили, что деньги переведем, только пусть нам предоставят брейкдаун, отчет, куда они тратятся. Почему каждый раз оплачивается все, кроме зарплат? Генеральный директор должен сначала платить зарплаты, а потом уже все остальное. А он начинает платить собственным копаниям, которые он учредил и которые оказывают услуги. Мне кажется это как минимум неэтично. А вообще можно рассматривать как правонарушение. Понятно, что это судебная история, дойдем мы до суда или не дойдем, посмотрим, но так это не оставим.
- То есть у Вас 50 минус 1 акция, 10% в фонде Раисы Горбачевой…
- Пока нет. Это только устная договоренность.
- А кто еще акционеры?
- Кипрская компания и Хельвиг, у него 26 %.
- А кипрская компания чья? Кто владельцы акций?
- Киприоты. Если вы намекаете, что это мы, отвечаю: нет. Мы не бенефициары этих акций. Кто там владелец, надо спрашивать у киприотов.
- Они русские?
- Нет, это киприоты. Русские не могут владеть контрольным пакетом, потому что законодательство Германии не разрешает.
- Очень странно, что компанию подводил менеджмент, ведь в совете директором всегда был Тетерин.
- Была неправильная компоновка совета директоров. У Тетерина хватает дел с компанией Red Wings, он самый большой эксплуатант новой отечественной авиатехники. Он, также как и весь рынок авиаперевозок, испытывает трудности. У него не было времени. В совете директоров будет шесть человек. От российской стороны останется, наверное, только Леонид Душатин, остальные будут резиденты, которые понимают предмет. И они должны начать работать. И еще мы взяли дополнительно в менеджмент людей, профессионально специализирующихся на авиаперевозках.
- Расскажите, про бизнес-план.
- Он был представлен 29 декабря в LBA, а также совету директоров и Alpstream, как компании, которая предоставляет самолеты в лизинг. По нему был задан целый ряд вопросов, например, уточнение маршрутной сетки. Мы считаем, что он немножко недоработан до конца в деталях. И я так понимаю, что его уточнения должны быть закончены в ближайшую неделю. Акционерное собрание мы соберем. Доверенность у нас есть.
- Вопрос о снятии генерального директора тоже есть?
- Я, конечно, хочу послушать новых людей, что они скажут. Как они оценивают эту ситуацию? Но я с трудом себе представляю генерального директора, который звонит мне и говорит – у нас все отлично, только вот LBA во всем виноваты. А на следующий день он срывает собрание, зная, что его собираются снимать, идет в LBA и говорит – остановите авиакомпанию, у нее плохой акционер! Правда, в интервью, он сказал, что Лебедев готов поддерживать компанию, но между нами есть неправильные люди в аппаратах, которые создают такую ситуацию.
- А формальные признаки для остановки какие?
- Непогашение задолженностей по ряду статей, включая заработную плату. Причем, кажется, что все это нарочно сделано. Допустим, есть какие-то 20 тысяч долларов, которые должны какому-то аэропорту за стоянку в Казахстане. Смешные деньги. Поэтому и возникает мысль, что специально кто-то не платит. А потом приходит и говорит – надо 5 млн. евро. А можно посмотреть, куда эти деньги идут? Нам никогда не предоставляют никакого брейкдауна. Компания непрозрачна, не сдаются должным образом оформленные балансы, плохой аудит, отсутствует полтора года финансовый директор. Как генеральный директор может быть и финансовым директором и коммерческим директором и бухгалтером? Ерунда получается. И родственники там же работают.
- Но они же раньше были собственниками, это вполне понятно
- Они и сейчас собственники, но собственник, который одновременно паразитирует на средствах компании – это плохой собственник. Я бы на его месте себе хотя бы зарплату понизил. После остановки пришлось сократить 130 рабочих мест, он мог бы и сам продемонстрировать готовность лишиться части зарплаты. Я вот назначился президентом Национального резервного банка (есть такая должность) и сказал, что зарплата у меня будет 1 рубль. Но там надо будет платить 1 МРОТ, иначе возмутится налоговая инспекция. Это мой ответ на то, что менеджеры мои выписывали себе бонусы, имея плохие результаты работы. За что бонусы?
- Какие результаты за 2009 год?
- По-моему 260 тысяч пассажиров и порядка 65 млн. евро выручка. А в прошлом году была под 200 млн. выручка и 1,3 млн. пассажиров. Кто должен отвечать, что за 8 месяцев компания не выправила положение? Не разработала дополнительные маршрутные сетки, не сократила дополнительно расходы, не повысила прозрачность, не наняла дополнительных квалифицированных сотрудников в топ-менеджмент? Это приходится делать нам. Обычно полагаешь, что это задача генерального директора.
Вообще во всех серьезных организациях существует performance appraisal. Если его накладываешь на деятельность генерального директора - все абсолютно понятно, даже не говоря о злоупотреблениях и подозрениях.
Она же убыточная. Иначе на что пошли наши 20 млн. евро? Конечно, на закрытие того самого убытка, который формируется. Единственное, что хорошо - у компании нет долгов. Долги есть только перед нами, мы их перевели в мезонинный капитал – это было наше обязательство перед LBA, чтобы финансовое состояние компании выглядело лучше.