С августа прошлого, 2008 года российская экономика находится в глубочайшем кризисе. Падение оказалось гораздо глубже, чем у большинства развитых и развивающихся стран. Текущий кризис является наглядным доказательством того, что нынешняя политическая и социально-экономическая система стала препятствием на пути развития страны. Российская экономика является одной из наименее эффективных в современном мире, в ней не работают базовые институты, доминируют монополии и властвует коррупция. Это признает даже правящий дуумвират, но при этом он ограничивается констатацией фактов, из которых не делается действенных выводов. Общественное мнение в стране подавляется, ему навязываются мысли о безальтернативности правящего режима и его политики, о невозможности в принципе создания системы управления страной, основанной на демократических институтах и принципах, на верховенстве закона.
Этот путь ведет нашу страну в исторический тупик. Россия все больше отстает от передовых и даже динамичных развивающихся стран по уровню и качеству жизни по своей способности производить интеллектуальные ценности, да и просто конкурентоспособную продукцию.
Власть не хочет признать, что без раскрепощения и поддержки активной части общества, без последовательной демократизации, без опоры на агрессивно растущий бизнес все разговоры о модернизации обернутся в очередной раз неэффективным разбазариванием ресурсов и потерей времени.
Более чем за год протекания кризиса в острой форме не были реализованы следующие, на наш взгляд, важнейшие меры антикризисной политики, которые были предложены ОАИ еще осенью 2008 и весной 2009 года (Меморандумы ОАИ 1 и 2): прозрачность и подотчетность всех принимаемых решений и производимых действий; широкомасштабная и комплексная поддержка малого и среднего бизнеса; стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в страну; снижение налогов и импортных пошлин (наоборот, идет их повышение); качественное улучшение работы государственных институтов; стимулирование прежде всего конечного спроса; активизация борьбы с коррупцией; замораживание тарифов и повышение прозрачности монополий; активная антимонопольная политика; создание системы страхования работников на случай потери работы; реформирование системы госзакупок и господрядов; сокращение числа чиновников на 25%, мораторий на повышение их заработной платы.
Мы поддерживаем президента Дмитрия Медведева в провозглашаемых им намерениях и вместе с ним выступаем за полноценную модернизацию России, за превращение ее в процветающую страну, жизнь которой опирается на общеевропейские ценности и демократические принципы. Именно поэтому мы уверены, что пора от слов о модернизации переходить к делу, и предлагаем дополнительно предпринять следующие шаги:
- Сконцентрировать усилия государства и общества на формировании конкурентоспособной экономики, не пытаясь сохранить и законсервировать старую структуру экономики прежними методами, тем более методами "ручного управления". Государство должно создавать стимулы, а не принимать решения об инвестициях. Скорость и качество выхода из кризиса напрямую зависят от качества работы основных государственных институтов, прежде всего судов, процедур банкротства и гражданского контроля. Необходимо принять самые энергичные меры по модернизации этих институтов и повышению эффективности их функционирования.
- Совместными усилиями бизнес-объединений и Федеральной антимонопольной службы подготовить Доклад о состоянии конкуренции и институциональных барьерах в экономике, на основании которого принять необходимые законы и правительственные решения, поощряющие, а не ограничивающие конкуренцию.
- Отменить закон о доступе иностранного капитала в стратегические отрасли, который является абсолютно запретительным для инвесторов, - никакая модернизация без полномасштабного сотрудничества с мировой экономикой невозможна.
- Отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала производственной деятельности.
- Реализовать программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса. В частности, пойти на замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса; перейти к принципу "единого окна" при сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды и к предоставлению всей налоговой (и аналогичной) отчетности по электронной почте.
- Снизить основные виды формальной и неформальной государственной нагрузки на бизнес. Начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая среди прочих сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Нельзя сводить реформу к простому повышению налоговой нагрузки. Нужно реформировать всю систему социальных гарантий и выплат без повышения налогового давления на экономику, например, за счет передачи Пенсионному фонду большей части акций российских компаний, находящихся в собственности Российской Федерации.
- Заморозить тарифы естественных монополий как минимум до середины 2011 года. Недопустимо в условиях кризиса и низкой инфляции улучшать финансовое положение монополистов за счет перераспределения средств населения и бизнеса в их пользу. Необходимо провести публичные слушания по вопросу о снижении издержек естественных монополий, об их инвестиционных программах и непрофильных активах. Бюджеты и инвестиционные программы естественных монополий ежегодно должны утверждаться парламентом.
- Сформулировать реально работающий национальный проект по строительству доступного жилья, свободный от коррупции и кумовства и потому выгодный для бизнеса. Государство должно брать на себя расходы по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры, бесплатно передавать в собственность гражданам земельные участки на вновь осваиваемых территориях, активно использовать субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.
- Дать реализоваться позитивной роли кризиса, который должен произвести санацию неэффективной части экономики. В этой связи следует прекратить спасение олигархов (государственных и частных) за счет налогоплательщиков и отказаться от предоставления любых форм государственной поддержки (бюджетные средства или гарантии, средства госкорпораций, кредиты госбанков) собственникам российских компаний.
- Запретить госчиновникам входить в органы управления хозяйственными обществами.
- Отстранить от руководства компаниями и банками, получившими государственную финансовую поддержку и в которых государство является акционером, их нынешних руководителей. Провести проверку деятельности всех руководителей государственных компаний и банков, назначенных на свои должности ранее 1 января 2008 года.
Вместе с тем этими и другими предложенными нами решениями и принципами модернизация России далеко не исчерпывается. Она в принципе невозможна без глубоких изменений общественных отношений, в том числе без опоры на наиболее динамичные реформаторские слои общества, которые должны получить право на представительство в органах власти на всех уровнях. Модернизация России неосуществима без политических реформ. В этой связи ОАИ считает первоочередными шагами в направлении демократизации страны следующие:
- необходимо обеспечить открытое обсуждение проблем России и путей выхода из кризиса в основных СМИ (в первую очередь на телевидении), прекратить практику черных списков, когда люди, имеющие критическую или просто иную точку зрения, не допускаются до участия в общенациональной дискуссии;
- вернуться к выборности глав регионов и городов населением и не менее половины депутатов Госдумы и региональных парламентов по одномандатным округам, снизить проходной барьер для партий до 3-5%, отменить нормы, позволяющие не регистрировать или снимать кандидатов и партии с выборов;
- строго придерживаться конституционного принципа: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе исключить назначение мэров городов губернаторами;
- максимально упростить требования и процедуры к регистрации политических партий и общественных объединений, ввести уведомительный порядок такой регистрации, восстановить право партий заключать соглашения о блокировании на выборах;
- отменить запретительные и контрольные нормы законодательства, ограничивающие свободу неправительственных организаций;
- обеспечить безусловную свободу митингов, демонстраций и собраний;
- пересмотреть расплывчатые и опасные для свободы общества и граждан формулировки антиэкстремистского законодательства.