Глава Банка России Эльвира Набиуллина теперь будет лично заниматься денежно-кредитной-политикой, зампред ЦБ Михаил Сухов уходит со своего поста. На этом кадровые изменения не заканчиваются. Почему регулятор усиливает надзор?

В Центробанке перестановки: глава регулятора Эльвира Набиуллина теперь будет лично заниматься денежно-кредитной политикой, а первый зампред Дмитрий Тулин возглавит надзор. Кроме того, зампред ЦБ Михаил Сухов покидает пост по собственному желанию, а первый заместитель председателя Алексей Симановский переходит на должность советника главы Банка России.

Ранее именно Симановский и Сухов занимались надзором. О возможных причинах перестановок рассуждает председатель совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александр Лебедев.


Александр Лебедев

председатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк»

«Надзор усиливается, потому что за истекшие десять лет из 800 банков, у которых отобрали лицензии, которые были преднамеренно обанкрочены все, хотя это не признается, было выведено за границу, похищено, отмыто и присвоено более 100 млрд долларов — бенефициарами и владельцами банков, иногда руководителями, при участии «крыши» в ЦБ и в правоохранительных органах. Поэтому задачи Набиуллиной таковы: первая — это прекратить, практически данный вопрос она уже решила; а вторая — я надеюсь, вернуть эти деньги обратно в Россию с помощью государственной политики, а отнюдь не с помощью десятилетних судов, которые нам будут стоить минимум еще 10% этих денег, и, скорее всего, мы эти суды все проиграем, ибо юристы западные, которые будут нас обслуживать, станут работать на тех, кто эти деньги украл, а не на нас. А те, кто покинули ЦБ, включая Симановского, это были люди, которые трудились в надзоре все эти десять лет, это «последние могикане» на очень высоком уровне из ЦБ».


Кроме того, Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России усиливает вертикаль надзора и создает отдельную службу анализа рисков. Дмитрий Тулин, который будет курировать надзор, уже занимался этим в ЦБ в 90-х годах и в середине нулевых. Некогда под его началом работал Андрей Козлов, убитый в 2006-м году. Почему ЦБ именно сейчас усиливает надзор?


Олег Сысуев

первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка

«Некоторые кейсы в российской новейшей банковской истории показывают, что контроль был совершенно недостаточным. Скажем, большее количество случаев, когда в банках даже из первых 50-ти, таких, как Внешпромбанк, притом, что он проходит аудит, там были проверки Центробанка, он закончил свою жизнь так бесславно. Мне кажется, если и надо было усиливать каким-то кардинальным образом контроль в банковской сфере, то это надо было делать раньше. Когда в России было 1300 банков, контролировать их было просто невозможно. Это надо было создавать еще одну империю, которая бы занималась контролем этих банков. Просто по определению была система неустойчивая, готовая к тому, чтобы развалиться. У нас до сих пор в России многое решается не по закону, а по понятиям. Это долгий путь, который мы должны пройти, чтобы все решалось по закону. И очень много у нас, в том числе в банковской индустрии, основано на взаимоотношениях людей, а не законах экономики, гражданских законах и законах бизнеса».


За последние три года ЦБ лишил лицензий примерно три сотни российских банков. Сообщалось, что общая дыра этих организаций превысила триллион рублей. Ранее в регуляторе говорили, что оздоровление банковского сектора закончится в этом году, но, возможно, продолжится в следующем.