Российские законодатели позволили предпринимателям копировать информацию с электронных носителей во время обысков. Впрочем, разрешение имеет ряд оговорок, которые внушают бизнесменам опасение, что на практике механизм работать не будет.
Бизнесменам разрешили копировать информацию с компьютеров, изъятых во время обысков. "Российская газета" публикует соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Как поясняют законодатели, изменения призваны "обеспечить дополнительную защиту прав предпринимателей". Согласно закону, электронные носители должны возвращаться, если они не были признаны вещественными доказательствами. Если же следствие не может вернуть компьютер, владельцам разрешается копировать информацию, в том числе, и во время обыска или выемки.
Адвокат юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры" Роман Беланов считает, что такие поправки в Уголовный кодекс необходимы российской правовой системе.
"В нашей правовой практике бывают случаи, когда у коммерческих структур, их участников и руководителей изымают все электронные устройства. Речь идет об iPhone, iPad, компьютерах. Но цель этого изъятия — не изъятие всего электронного носителя, а какого-то небольшого информационного письма, содержания, которое содержится на этом носителе. Поэтому абсолютно логично, что если у следствия после изъятия будет возможность осмотреть все это электронное устройство, скопировать какую-то определенную информацию, допустим, переписки или какие-то документы, а остальное вернуть первоначальному владельцу", — полагает Беланов.
При этом в законе содержится положение о том, что следователь сможет отклонять ходатайства о копировании информации. Например, в случае если "это воспрепятствует расследованию преступления" или "повлечет утрату или изменение информации".
Бизнесмен Александр Лебедев уверен, что такие поправки в Уголовный кодекс не принесут никакой пользы.
"Работать будут в соответствии не с буквой, а с духом. А дух у нас, безусловно — приоритет правоохранительных органов и уклон в судах в сторону точки зрения правоохранительных органов. Естественно, следователь будет делать то, что он захочет. Так же будет и с этими поправками. Ничего они не изменят. Менять надо в корне всю систему, а эти мелкие паллиативы ничего не дадут. Так что это такая мелкая вроде история. Формально Дума нам хочет сказать, что как бы защищает права бизнесменов", — считает Лебедев.
Проект поправок об электронных вещдоках в феврале в Госдуму внес занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев.