В ноябре 2021 года, когда в Московском регионе на неделю был объявлен локдаун, доходы фитнес-клубов снизились на 36%. Оборот других предприятий потребительского сектора, а также учреждений культуры вырос.
В начале ноября 2021 года, когда в Москве и Московской области были объявлены нерабочие дни, а предприятия потребительского сектора и учреждения культуры работали с ограничениями или были закрыты, выручка упала только у спортзалов и фитнес-клубов в самой столице, следует из подсчетов управления Росстата по Москве и области.
С 28 октября по 7 ноября 2021 года в Москве на фоне очередного пика заболеваемости COVID-19 были объявлены нерабочие дни. Согласно указу мэра столицы Сергея Собянина, работали только магазины, продающие товары первой необходимости. В ограниченном режиме — навынос и на доставку готовых блюд, разрешалась работа кафе и ресторанов. Фитнес-клубы, бассейны и практически все организации, оказывающие бытовые услуги (салоны красоты, парикмахерские, бани и т.д.), временно закрылись. Из заведений культуры открыты были только музеи и театры, но они могли принимать посетителей исключительно с QR-кодами. Аналогичное постановление выпустил и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Московский бизнес не понес больших убытков из-за объявленных в конце октября — начале ноября 2021 года нерабочих дней, заявил Сергей Собянин: часть этих дней выпала на праздники (4 ноября — День народного единства), поэтому урон для бизнеса, по словам мэра столицы, был минимальный.
РБК показывает, как, согласно официальной статистике, компании потребительского сектора в Московском регионе пережили ноябрь 2021-го.
Каким был оборот компаний, которым пришлось закрыться
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева отметила, что статистика Мосстата отличается от данных отраслевого объединения и в 2–2,5 раза ниже показателей аналитики игроков рынка. Киселева пояснила, что разница в данных возникает потому, что часть организаций, работающих в фитнес-отрасли, не указывают в качестве основного вида своей деятельности 93-й код ОКВЭД («Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений»).
Оборот фитнес-индустрии пока действительно не восстановился, констатировала Киселева.
В подсчеты Мосстата могла не попасть большая и быстро растущая часть рынка самозанятых, которые в основном представляют эконом-сегмент, предположил президент ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты Игорь Стоянов. В высоком ценовом сегменте салоны в ноябре 2021-го просели в выручке, потеряв несколько дней, но месяц «мог быть удачным».
«С одной стороны, на рынке в прошлом году закрывались многие салоны, а «Персона» по числу точек выросла на 20%, но не за счет органического роста, а стала управляющей компанией для салонов, которые решили присоединиться к бренду, потому что не справлялись самостоятельно, — рассказал Стоянов. — Однако, если бы не нерабочие дни, ноябрь 2021 года по клиентскому трафику и количеству оказанных услуг был бы лучше, чем в 2020 году».
Каким был оборот организаций, которые были закрыты частично
О восстановлении оборота предприятий общепита, пострадавших из-за пандемии, речь пока не идет, уверена общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса и совладелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. По ее мнению, отраженный в статистике рост доходов кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания в Москве в ноябре 2021-го к аналогичному месяцу предыдущего года может объясняться двумя причинами — «обелением» отрасли и инфляцией.
Во-первых, с 1 января 2021 года общепит был освобожден от уплаты НДС в обмен на обязательство «обелить» выручку, напоминает Татулова. К проекту присоединилось уже тысячи компаний в регионах и в Москве, и рост выручки у кафе и ресторанов, который фиксирует статистика, во многом связан именно с этим, уверена Татулова. Во-вторых, на рост показателя повлияла инфляция и «чудовищный» взлет цен на продукты в 2021 году.
Каким был оборот компаний, которые продолжили работать в обычном режиме
В ноябре 2020 года деловая активность была ниже, чем в том же месяце 2021-го, констатирует вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. В год, когда началась пандемия, многие крупные российские и международные компании после перехода на удаленку не отправляли сотрудников в командировки, а в 2021 году бизнес-поездки стали совершаться более активно. Кроме того, сами россияне привыкли к связанным с пандемией ограничениям и стали больше ездить, пояснил Прасов.