Интернет-реклама в контексте роста

За прошедшие 20 лет мы наблюдали целую волну изменений в технологиях, дистрибуции и мультимедийных форматах, констатируют эксперты PwC в своем Согласно «Всемирному обзору индустрии развлечений и СМИ». Это, а также изменения в пользовательском поведении разрушают некогда крепкие границы между отраслями и расширяют понимание самого понятия «медийная компания». Согласно «Обзору», в течение пяти лет среднегодовой темп роста совокупной индустрии развлечений и СМИ в России ожидается на уровне 6,4 %, что выше общемировых темпов роста индустрии (4,4 %). К 2020 году выручка рынка составит 20,9 млрд долл.

При этом в 2015 году большинство сегментов российской медиаиндустрии продемонстрировали отрицательную динамику относительно 2014 года. Например, по итогам 2015 года объем рынка телерекламы сократился на 24 % до 1,7 млрд долл. США, а рынка радио – на 32 % до 189 млн долл. В абсолютном выражении объем рынка составил 16 млрд долл.

Реклама

Ожидается, что к 2020 году наиболее динамично развивающимися сегментами станут интернет-реклама (среднегодовой темп роста 16,2 %), платное телевидение (9,79 %) и доступ в интернет (7,61 %), особенно в сегменте высокоскоростного мобильного интернета на базе сети LTE.

Согласно прогнозу PwC, уже в 2016 году интернет-реклама обгонит телевизионную, «заработав» 2,12 млрд долл.  и став новым лидером на российском рынке рекламы, тогда как доходы от рекламы на телевидении составят 2 млрд долл. Следует отметить, что главным драйвером в интернет-среде остается контекстная реклама. В пятилетней перспективе ожидается среднегодовой темп ЕЕ роста на уровне 12,8 %.

Но выход ведущих российских газетных изданий в цифровой сегмент не приносит значительной прибыли. Доход от рекламы в электронных газетах составляет на протяжении последних четырех лет 8 млн долл. в год.

На детях и здоровье не экономим

По сравнению с прошлым годом, когда во всей сфере отдыха и развлечений отмечался существенный спад (в среднем порядка 9% по отношению к 2014 г.), сегодня есть позитивные сдвиги, — уверен эксперт комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин. Однако спад принес свои коррективы и вместо прогнозируемых в 2014 г.  34 млрд долларов в перспективе на 2019 год нам теперь предсказывают более скромные примерно 21 млрд долларов в 2020 году.

Несмотря на общий упадок, даже в 2015 году не снизились продажи в сфере детских развлечений — родители отказывают в развлечениях себе, но не детям. Детские аттракционы, зоопарки, аквапарки, квесты и некоторые другие виды развлечений становятся прекрасными подарками для детей на дни рождения и к знаменательным датам. Также пользуется спросом спортивная сфера: фитнес, гимнастические залы, бассейны. Люди не хотят экономить на своем здоровье даже в кризис.

Очевидно, считает эксперт, что россияне сейчас вынуждены больше экономить, что не в последнюю очередь отражается на отдыхе и развлечениях. При этом сравнительно более доступные виды развлечений получают все более широкое распространение – например, кабельное телевидение занимает место кино и театра, электронные библиотеки теснят печатные издания и т. п. Таким образом, логично — все, что может быть перенесено в интернет или оцифровано, получает больший сегмент рынка.

Реклама и СМИ: с низкого старта

Динамичное развитие рынка рекламы в России обусловлено тем, что уровень развития этой сферы находится на начальных позициях, указывает, в свою очередь, эксперт центра "Общественная дума" Антон Соничев. Наиболее перспективным, с его точки зрения, является рынок рекламы для мобильных устройств: на сегодняшний день более 75% пользователей российского интернета используют различные гаджеты для выхода в интернет, однако на такого рода рекламу приходится менее 30% от общих объемов рекламы в интернете.

По мнению аналитиков, одной из причин этого является то, что на сегодняшний день нет совершенной платформы, которая позволяла бы более точно подсчитывать и фиксировать объемы рекламы на мобильных гаджетах. С внедрением новых систем, когда эксперты и специалисты получат точные данные по количеству и характеру рекламы, следует ожидать неизбежного роста ее объемов.

Что касается СМИ, то рост объемов этого рынка тоже объясним. Например, медиа магнат Александр Лебедев, владелец «Новой газеты», сегодня заявил, что уже 1,5 года не финансировал издание, которое стало «самодостаточным». Показательным примером являются медиаресурсы «Эксперт», «Дождь» и «Слон», которые развивают сервисы платных подписок на свой контент.