Об этом сообщили как непосредственно в Киеве, так и в России. Речь идет о «Сбербанке» и ВТБ. Оба понесли потери из-за событий на Украине, резко выросли плохие долги. Чем могут руководствоваться российские госбанки, и как их возможный уход может отразиться на украинской экономике?
Сначала украинский Forbes сообщил, что «Сбербанк» продает активы на Украине. В российском госбанке оперативно опровергли: «Рыночные слухи не комментируем». Затем вопрос о продаже журналисты задали непосредственно Герману Грефу. Госбанкир отреагировал менее определенно: «Не могу прокомментировать». И так совпало, а может, и не совпало, что аналогичную тему поднял Андрей Костин. Президент-председатель правления ВТБ заявил, что банк не видит никаких возможностей на Украине. И если выпадет шанс, то ВТБ продаст украинский бизнес. Оба российских госбанка, по оценкам экспертов, инвестировали в украинские подразделения десятки миллиардов долларов. Продолжает банкир Александр Лебедев.
Александр Лебедев
председатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк»
«Продать за такие деньги сейчас невозможно, поскольку экономическая и политическая ситуация на Украине тяжелейшая. Проблемы там у всех одинаковые. Ну, и плюс отношение к россиянам, к российскому бизнесу там негативное, это тоже понятно. Сомневаюсь, что сейчас кто-то это за какие-то приличные деньги купит, но, может быть, они что-то придумали. Может быть, это политический сигнал, может быть, они играют с украинскими властями: ах так, мы тогда вот так сделаем. Это длинный процесс. Не завтра там хлопнут дверью, все спишут и скажут: все, спасибо, мы всем все прощаем и не оцениваем теперь ни во сколько».
Ближе к концу вторника заместитель президента-председателя правления ВТБ Герберт Моос уточнил: продажа бизнеса на Украине — это всего лишь пожелания. «Мы бы очень хотели продать», — сказал топ-менеджер. В 2014 году после известных событий прибыль ВТБ на Украине сократилась в 126 раз, до 800 миллионов рублей. В прошлом году российский банк в два раза улучшил результат. Но напряженные отношения между странами сделали свое дело. В дочках российских банков нередко брали кредиты экспортеры, продающие продукцию в Россию. Или же совместные российско-украинские предприятия. Экономическое сотрудничество сошло на нет. Банк получил многомиллиардные плохие долги, говорит украинский экономист Александр Охрименко.
Александр Охрименко
президент Украинского аналитического центра
«Общая сумма портфеля выданных кредитов ВТБ в Украине — порядка 17 млрд гривен. Вот он кредиты, как правило, выдавал юрлицам, он кредитовал, начиная от атомщиков, заканчивая различными машиностроительными предприятиями, торговыми. Теперь возникла ситуация, к сожалению к его, большие неплатежи, потому что очень многие предприятия, которые он обслуживает, не могут погасить кредиты».
Другой вопрос, как может повлиять уход российских банков на украинскую экономику. По данным Нацбанка Украины, «Сбербанк» по активам занимает пятую строчку, ВТБ — 12-ю. После зимних погромов в офисах российских банков СМИ вспоминали, что именно «Сбербанк» идет навстречу своим должникам из числа украинских госкомпаний. На днях местные газеты цитировали представителя Ассоциации украинских банков Алексея Куща, который заявил, что финансовая политика страны ведет к краху. И осенью Украина может пройти точку невозврата и лишиться финансового суверенитета.
Кажется, в такие моменты российским банкам, действительно, нужно уйти из Украины. Или остаться, но добиться от Киева лучших для себя условий. Нелишне будет вспомнить и недавнюю закрытую встречу Владимира Путина с представителями российского бизнеса. Как писали СМИ, президенту задали вопрос: нужно ли продавать активы на Украине. Путин в ответ посоветовал не торопиться.