Делегация Феодосийской общественной организации ветеранов подводников ВМФ "Подводник" приняли участие в торжественной церемонии открытия и освящения памятной доски экипажу подводной лодки Тихоокеанского флота "С-178", погибшей 40 лет назад, 21 октября 1981 года, в бухте Золотой Рог.
Открытие памятной доски состоялось в Малореченском - на территории мемориального комплекса первого и единственного в мире храма-маяка Святителя Николая Чудотворца.
Единственный храм - в память о погибших на водах
Храм был построен в 2006 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Основными меценатами были Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк, банк "НРБ-Украина" и алуштинский пансионат "Море". Высота храма, возведенного на обрыве над морем и ставшего настоящим украшением крымского побережья, составляет 60 метров. Величественное сооружение венчает крест в форме земного шара, в котором находится оборудование маяка. Уникальная церковь, которую Блаженнейший митрополит Владимир освятил 15 мая 2007 года во имя святителя Николая, является центральной частью мемориального комплекса, построенного в память о погибших моряках. В цокольном этаже здания открыт музей морских катастроф 20-го века. В 17 помещениях, декорированных в виде затонувшего корабля, каждое повествует с помощью видео и стендов о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана.
По своей высоте храм не имеет аналогов в Крыму. На всех четырех фасадах храма в форму огромного креста вписаны изображения святых. Высота каждого панно 15 метров, а площадь 60 квадратных метров. Восточную часть храма украшает изображение святителя Николая, а остальные три части фасада украшены изображениями Богоматери: Афонской Божьей Матери "Знамение" и Покрова Богородицы.
Под главным крестом, ниже маячного фонаря размещается колокольня с электрическим приводом колоколов. Это нововведение позволяет исполнять разнообразные колокольные мелодии. Росписи в храме посвящены жизни Николая Мирликийского. На потолке одного из портиков изображены знаки Зодиака, символы созвездий, по которым ориентируются мореплаватели. В оформлении церковной площади использованы якоря, якорные цепи, кнехты. Одной из важнейших архитектурных деталей является стена, на которой каждый желающий может поместить табличку с информацией о погибших на водах.
Господа офицеры, честь имею!
Феодосийская общественная организация ветеранов подводников ВМФ "Подводник", возглавляемая капитаном 1-го ранга Юрием Елисеевым, насчитывает 94 члена. В Малореченское выехали семеро из них. Сам председатель организации, а также - капитан 1-го ранга Олег Угольнов, капитан 1-го ранга Владимир Павлюченя, капитан 1-го ранга Антон Грязнов, капитан 2-го ранга Иван Димуш, подполковник Леонид Выкупец и старший мичман Анатолий Дурас.
Группа феодосийских морских офицеров в тот день была в Малореченском одной из самых многочисленных и заметных. С развернутым транспарантом общества "Подводник", с флагами Военно-Морского флота СССР, подводных сил России и Андреевским флагом феодосийцы выделялись из всех многочисленных гостей, принявших участие в памятной церемонии. Кстати, общественные организации ветеранов-подводников в Крыму существуют лишь в Феодосии и Севастополе.
В церемонии открытия и освящения памятной доски приняли участие ветераны подплава из Севастополя, из других городов Крыма, а также из Санкт-Петербургской ассоциации "Русская морская традиция".
Освящение памятного знака, а перед этим молебен в самом храме, провел его настоятель отец Сергий. - Этот храм - единственный, в котором за каждой Божественной литургией вставляется прошение за мореплавающих и путешественников, - обратился священник к пришедшим на панихиду. - В большинстве трагедий на водах причина - человеческий фактор. Для этого и создавались мемориальный комплекс и музей. Чтобы не только оставить вечную память, но и чтобы показать молодым людям, что такое человеческий фактор, когда в руках одного человека - десятки и сотни жизней. И в этом случае из-за допущенной ошибки или халатности нет прощения ни врачу, ни учителю, ни военному, ни священнику, - сказал отец Сергий.
А перед освящением памятной доски служитель церкви подчеркнул, что мы уже ничем не можем помочь погибшим морякам. Тела многих из них навсегда остались на морском дне. А вот спасти их бессмертные души, и поспешить это сделать через молитву - наш духовный долг. И строки из песни Владимира Высоцкого "Спасите наши души! Спешите к нам!" в этом случае обретают другой - неземной, высший смысл.
Смертельный таран в бухте Золотой Рог
Именно из-за человеческого фактора - ошибок, халатности и разгильдяйства - в октябре 1981 года произошла трагедия, информация о которой более четверти века была засекреченной. Хроника катастрофы и подробности спасения оставшихся в живых членов экипажа стали известны после выхода документального фильма режиссера Владимира Луцкого.
...21 октября 1981 года после учений в Японском море в главную базу Тихоокеанского Военно-Морского флота в надводном положении возвращалась дизельная подводная лодка "С-178". Когда она подходила к бухте Золотой Рог, уже смеркалось. Сквозь туман проступали очертания Владивостока, где в домах зажигались вечерние огни. Оставалось полчаса хода. Несколько офицеров, мичманов и матросов вышли на ходовой мостик.
В 19 часов 45 минут оперативный дежурный бригады кораблей Приморской флотилии разрешил выход из бухты рыболовецкому рефрижератору, а его помощник, вернувшись с ужина, не задумываясь, дал добро на вход "С-178" в бухту Золотой Рог, почему-то забыв при этом передать информацию о выходящем судне. В сгущающихся сумерках рефрижератор водоизмещением 5000 тонн, с роковым бортовым номером "13", идущий средним ходом с выключенными ходовыми огнями, протаранил субмарину. Рефрижератором управлял пьяный старший помощник капитана, у которого 21 октября был день рождения.
После удара люди, находившиеся на мостике, включая командира подлодки - капитана 3-го ранга Валерия Маранго, оказались за бортом.
Четверо из них погибли сразу, остальных в течение полутора часов подобрал рефрижератор.
Через тридцать секунд после столкновения подводная лодка кормой ушла в воду и затонула на глубине 34 метра с огромной пробоиной в шестом отсеке. Вода, поступающая через пробоину и через люк рубки, за считанные секунды затопила 4,5 и 6 отсеки. Во втором отсеке бушевал пожар, но морякам удалось с ним справиться.
От сильного и неожиданного удара практически сразу погиб весь личный состав кормовых отсеков. В носовых остались несколько офицеров и два десятка матросов. Как старший по возрасту (ему перевалило за 26) и званию командование на себя принял старший помощник - капитан-лейтенант Сергей Кубынин, который вместе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным приняли решение вывести уцелевшую часть экипажа через трубу торпедного аппарата. Но для этого надо было взять с собой дыхательные аппараты, перейти во второй отсек и попытаться пробиться в первый неповрежденный.
Замурованные заживо в аду
В 20-30 удалось выбросить аварийный буй с радиотелефоном, установить связь со спасателями и доложить, что все отсеки затоплены кроме первых двух, в которых находятся 25 человек. Еще через два часа запаниковавшие в первом отсеке матросы, оставшиеся без офицеров (единственный находившийся там офицер был в полуобморочном состоянии), все-таки отдраили люк и впустили оставшихся в живых членов экипажа. Тут же выяснилось, что есть еще живые в затопленном седьмом отсеке, где некоторое время продолжали бороться за жизнь четверо моряков. С ними даже разговаривали. Кубынин рванул трубку корабельной связи, но было уже поздно... Позже выяснилось, что, действуя строго по инструкции, они, надев индивидуальные дыхательные аппараты, пытались открыть кормовой аварийный люк. Но им это даже вчетвером не удалось: от удара люк заклинило. В первом отсеке по громкоговорящей связи были слышны их прощальные слова. А потом - тишина. Лишь бульканье воды и потрескивание корпуса...
А для моряков, собравшихся в первом отсеке, единственным шансом спастись было подзатопить для выравнивания давления отсек и вылезти через узкую трубу торпедного аппарата. Надо было проползти семь метров железной трубы калибром 533 мм. Задача непростая даже для человека, не оказавшегося в стрессовой ситуации. А тут - новая беда! После проверки старпом выясняет, что исправных дыхательных аппаратов на всех не хватает...
...На вторые сутки связь со спасателями было потеряна, буй с радиотелефоном сорвало. Хорошо, что старпом успел сообщить наверх о нехватке дыхательных аппаратов и ему пообещали доставить их с водолазами через торпедный аппарат. Чтобы согласовать детали операции Кубынин отправляет наверх первых двух моряков. Первые двое спасены! Но остальным предстояла долгая и мучительная борьба за жизнь.
Замурованные заживо в корпусе собственной подлодки, моряки теряли надежду на спасение. Надо было что-то придумать, чтобы поддержать, поднять дух 18-19-летних ребят. Здесь командирские жесткость и резкость, столько необходимые в экстремальной ситуации, уже не помогали. И старпом придумал. Выжившие навсегда запомнили, как Сергей Кубынин в кромешной тьме отсека затопленной подлодки награждал их знаками "Отличник ВМФ СССР", "За дальний поход" и "Мастер военного дела", найденными случайно в одной из коробок, и присваивал морякам очередные воинские звания. При этом старпом заверял собственноручные записи в военных билетах гербовой печатью.
Тем временем - впервые в истории морского флота - высшее командование принимает решение использовать для спасения подводников уникальную спасательную лодку "Ленок". Таких на тот момент в СССР было всего две. В условиях сильных подводных течений, после двухчасовых неудачных попыток "Ленок" легла-таки на грунт в тридцати метрах от затонувшей субмарины. Было решено выводить матросов из затонувшей субмарины с помощью водолазов, которые по тросу сопровождали бы спасаемых до "Ленка".
Спасите наши души! Мы бредим от удушья...
Старпом "С-178" принимает решение отправить наверх еще троих: двух запаниковавших матросов, чье нытье пагубно действовало на остальных, и офицера, у которого было совсем плохо с сердцем. Каждый из вышедших должен был ударить в борт три раза, подав сигнал, что все хорошо. Однако вместо девяти ударов старпом услышал лишь шесть. Капитан 2-го ранга так и не смог выйти из аппарата: не выдержало сердце. Его обнаружили водолазы, которые спускали недостающие дыхательные аппараты. Чтобы освободить проход, тело офицера пришлось втягивать обратно.
На третьи сутки заточения дышать было почти нечем. Выход через трубу со снаряжением - не только физическое, но и психологическое испытание для человека, измученного голодом, холодом и стрессом.
Лодка лежала на грунте носом вверх и с креном на правый борт. Даже залезть в аппарат в снаряжении без посторонней помощи - сложно.
А время поджимало.
Дело шло к вечеру, ждать следующего дня - рискованно.
Кубынин помогает морякам надеть снаряжение, проверяет его и подталкивает каждого в трубу. Но первая же пара возвращается назад в панике - "замуровали!". Оказывается, как раз в этот момент водолазы подали к аппарату запакованный мешок с провизией и оборудованием, заблокировав выход. В этот момент, услышав, что выхода нет, от стресса умирает один из матросов.
Кто-то должен открыть выход, и если это не сделает механик, им не поможет уже никто. Механик справился! Пусть к спасению снова открыт! И старпом снаряжает и выталкивает одного за другим моряков, оставшихся в отсеке.
Люки лодки-спасателя "Ленка" были ниже уровня выхода из торпедных аппаратов. Инстинкт жизни заставлял испуганных и измученных моряков рваться вверх, они не понимали, куда их пытаются тянуть водолазы. Из 18 последних, вышедших через торпедные аппараты, лишь шестерых удалось завести в "Ленок". Остальные буквально вылетели наверх, где в это время начался шторм. Их с трудом находили и помещали в барокамеру. Троих всплывших подводников спасатели не заметили, и ребята утонули в шаге от спасения.
Капитан уходит последним
Последним, как и подобает командиру корабля, борт "С-178", уже теряя сознание, покинул Сергей Кубынин. Покинул и... не увидел вокруг никого. Как позднее выяснилось, спасатели даже предположить не могли, что последний, оставшийся на борту, сможет покинуть подлодку самостоятельно, и свернули операцию. Кубынин выбрался на надстройку затонувшей подлодки, решив добраться до рубки, а уж затем всплывать на поверхность. Не получилось - от напряжения, стресса и многочасового кислородного голодания он отключился. На поверхность его вынес гидрокостюм. Старпома чудом заметили среди волн со спасательного катера.
Очнулся Сергей в барокамере. Врачи поставили ему семь диагнозов: отравление углекислотой, отравление кислородом, разрыв легкого, обширная гематома, пневмоторакс, двусторонняя пневмония, порванные барабанные перепонки... По-настоящему он пришел в себя, когда увидел в иллюминаторе барокамеры лица друзей и сослуживцев: они беззвучно что-то кричали, улыбались.
А потом был госпиталь. В палату к Кубынину приходили матросы, офицеры, медсестры, совсем незнакомые люди: пожимали руку, благодарили за стойкость, за выдержку, за спасенных матросов, дарили цветы, несли виноград, дыни, арбузы, мандарины. Это в октябрьском-то Владивостоке! Палату, где лежал Кубынин, в госпитале прозвали "цитрусовой"...
Лодку подняли 18 ноября с помощью плавучих понтонов. Выжившему начальнику медчасти "С-178" Виктору Григорьевскому (одному из тех, кого выбросило за борт после тарана рефрижератора) выпала тяжелая миссия - идентифицировать останки своих, еще не захороненных, боевых товарищей.
В документальном фильме Владимира Луцкого звучит рассказ жены офицера, которая говорит, что после каждого опознавания муж выпивал бутылку водки и не пьянел. А по ночам кричал.
Об аварии тогда - ни слова. С жен и других родственников погибших брали подписку о неразглашении. А наградной лист на присвоение звание Героя России Сергею Кубынину, спасшему практически в безнадежной ситуации почти половину экипажа, наградной лист, подписанный видными адмиралами флота, включая бывшего Главкома ВМФ СССР адмирала флота Владимира Чернавина, так и остался под сукном у чиновников наградного отдела...
"Экипаж продолжает выполнять свою задачу..."
Капитана 1-го ранга Сергея Михайловича Кубынина ожидали в Малореченском, не спеша начинать церемонию открытия и освящение памятной доски. И он приехал. Не мог не приехать!
- Из 59 подводников "С-178" погибли 32, и никто из них не прятался за спину товарища, в лучших традициях советского подплава, проявив мужество, отвагу и храбрость. Из этого ада вышли 27 человек. Экипаж продолжает выполнять задачу. 27 человек, которые выжили и вышли наверх, сегодня выполняют задачу иного характера, связанную с сохранением памяти о подвиге своих боевых товарищей, - сказал Сергей Михайлович, обращаясь к участникам церемонии.
От имени моряков "С-178" он вручил специальный знак к 40-летию гибели подлодки настоятелю храма-маяка отцу Сергию и озвучил решение о принятии священника в состав экипажа.
Уже после завершения официальной части памятного мероприятия Сергей Кубынин отдельно тепло пообщался с членами феодосийской делегации. В знак признательности за память, в знак дружбы от имени экипажа "С-178" он вручил председателю феодосийской организации ветеранов подводников Юрию Елисееву памятный военно-морской вымпел.