У российского самолета Ту-204СМ (новая модификация Ту-204), который был под угрозой закрытия из-за задержки выхода на рынок (по первоначальным планам его выход на рынок ожидался в 2010 г.), нашлись стартовые заказчики.
Первыми российскими авиакомпаниями, которые получат этот самолет, станет либо "Вим-Авиа", либо RedWings. Первый летающий образец этого самолета впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2013.
Обе авиакомпании с перерывом в один день (сегодня "Вим-Авиа", завтра RedWings) подписывают с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) соглашение о покупке по 10 этих самолетов. Если контракт на покупку "Вим-Авиа" будет утвержден советом директоров ИФК, то именно авиакомпания Рашида Мурсекаева (вместе с супругой он владеет 100% перевозчика) может получить эти самолеты первой.
В третий день авиасалона он подписал твердый контракт на поставку пяти самолетов Ту-204СМ с опционом на еще пять машин, став таким образом первым заказчиком этой модификации. Но этот контракт увязан с другой сделкой. Авиакомпания подписала с дочерней структурой ИФК - IFC International Capital со штаб-квартирой в Люксембурге еще одно соглашение - о намерениях по приобретению пяти самолетов Bombardier CSeries CS300. Канадские самолеты, выход которых на рынок запланирован на 2015 г., она заказала в двухклассной комплектации, рассчитанной на 138 мест, рассказал гендиректор авиакомпании Александр Кочнев, поставки самолетов обоих типов начнутся с 2015 г. Стоимость и Ту-204 СМ и Bombardier - порядка $70 млн., уточняет гендиректор ИФК Александр Рубцов. Таким образом консолидированная стоимость обоих контрактов - порядка $1 млрд.
По словам Кочнева, этими заказами авиакомпания начинает обновление своего парка. Который сейчас полностью состоит из самолетов Boeing-757. Этот тип начнет выводиться из эксплуатации со следующего года, но решение о дальнейшей судьбе этих самолетов пока не принято. Ранее Мурсекаев не исключал, что возможна переделка этих лайнеров в грузовую версию.
Но есть опасность, что эти соглашения не пройдут одобрение совета директоров ИФК. Дело в том, что ОАК (владеет 48% акций) против допуска SC300 на российский рынок. ИФК заключала контракт на покупку этих самолетов у Bombardier в 2011 г., но основной акционер компании - ОАК утвердил сделку по приобретению этих самолетов у канадского производителя лишь при условии продажи его на иностранные рынки. Так он защищает свой SuperJet NG, которы должен выйти на рынок в 2016 г. Формально, переуступая самолеты Bombardier дочке ИФК соблюдает требование акционера. "Но и в случае с дочерней компанией сделка по продаже лайнеров в Россию даже от дочерней структуры ИФК должна пройти утверждение в совете директоров", - объясняет Рубцов.
Если этого не произойдет, "Вим-Авиа" может отказаться от этих контрактов, рассуждает источник в ИФК. Но тогда стартовым заказчиком, как и предполагалось, станет RedWings, которая эксплуатирует лишь восемь Ту-204 предыдущего поколения. Правда, когда авиакомпания принадлежала банкиру Александру Лебедеву, ее планы были более амбициозными - бизнесмен обещал купить новых 44 самолета Ту-204 СМ.