Производством речных трамваев для регулярных пассажирских рейсов по Москве-реке займется верфь Emperium, совладельцем которой является экс-банкир Александр Лебедев. На организацию перевозок столичные власти потратят ₽19,5 млрд.
Электрические речные трамваи для регулярной перевозки пассажиров по Москве-реке будут построены на верфи Emperium, в развитие которой инвестирует бывший банкир Александр Лебедев. Об этом говорится в сообщении лизинговой компании «Машпромлизинг», которая заказала суда для компании «Пассажирский порт».
В декабре 2021 года московские власти выбрали на конкурсе «Пассажирский порт» («дочка» компании «Водоходъ») для организации речных перевозок за 19,5 млрд руб. на 15 лет.
Корабли на электрической тяге производства Emperium — «российский ответ Tesla» (американский производитель электромобилей Илона Маска), указано на сайте Лебедева. «Нам важно, что наш заказ станет возрождением целой отрасли российского пассажирского судостроения», — отмечала пресс-служба дептранса Москвы. Первый 50-местный речной трамвай Emperium протестирует в конце января 2022 года, сообщил РБК представитель «Водохода».
Лебедев отказался от комментариев. РБК направил запрос в Emperium.
Чем известен Александр Лебедев
Александр Лебедев в 1984–1992 годах работал в Службе внешней разведки, занимаясь, в частности, вопросами предотвращения утечки капитала за рубеж. Уволившись в запас в звании подполковника, он решил заняться финансовым бизнесом и в 1993 году создал Русскую инвестиционно-финансовую компанию (РИФК). В 1995 году РИФК приобрела Национальный резервный банк (НРБ). «НРБ наряду с Альфа-банком — единственные из десяти ведущих частных банков страны, сохранившиеся после кризиса августа 1998 года», — указано на сайте бизнесмена. В нулевые бизнесмен участвовал в выборах мэра Москвы и был депутатом Госдумы.
В 2004 году на базе НРБ была создана Национальная резервная корпорация. Через нее Лебедев был акционером «Аэрофлота» (контролировал более 25% его акций), владельцем авиакомпаний Red Wings и Blue Wings. Он владел также лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.», специализирующейся на сдаче в аренду самолетов российского производства. В 2019 году предприниматель вышел из банковского бизнеса, продав НРБ, и сосредоточился на общественной деятельности и медиапроектах. Сейчас кроме Emperium среди бизнес-проектов Лебедева на его сайте указаны сеть кафе-кондитерских «АндерСон», пекарен «Лён и гречка», крымский отель «More Spa & Resort» и др.
Что известно про контракт
«Пассажирскому порту», получившему контракт от московских властей, кроме перевозки людей нужно создать флот из 21 электрического судна, построить 23 причала, шесть зарядок и два пункта базирования речных трамваев.
Москва не будет сама закупать технику — она платит только за услугу организации перевозки, говорил в интервью РБК вице-мэр Москвы и глава дептранса Максим Ликсутов в конце декабря 2021 года. Победитель конкурса будет обслуживать суда 24/7, добавлял он. По его словам, департамент рассматривает речной транспорт как круглогодичный, но все будет зависеть от спроса.
«Машпромлизинг» пока договорился о передаче «Пассажирскому порту» 14 электросудов Ecobus производства Emperium для круглогодичного. «Первые пять судов планируются к сдаче уже в мае 2022 года, а последние два судна, завершающие серию, будут сданы весной 2023 года», — сообщила пресс-служба лизинговой компании
Регулярные речные перевозки по Москве-реке по двум маршрутам Парк Фили — Киевский вокзал и Печатники — Автозаводский мост должны начаться с 1 июля 2022 года, говорит представитель «Водохода». На первом этапе — до конца октября 2022 года — будет запущено девять судов на электротяге, а до конца июня 2023 года их общее количество доведут до 21. Интервал движения речных трамваев в 2022 году составит в среднем 30 минут, по мере ввода в эксплуатацию всех судов время ожидания между рейсами сократится до 16 минут. К маю 2024 года ежедневных будет осуществляться 50 рейсов на маршруте Фили — Киевский вокзал, на маршруте Печатники — Автозаводский мост — 63 рейса, отмечает представитель «Водохода».
Это будет регулярный городской транспорт с провозной способностью на первом этапе 5–6 тыс. пассажиров в сутки, отмечал Ликсутов. Для большого количества москвичей и гостей города время в пути сократится на 30–40 минут в день — по воде будет быстрее. Это позволит привлечь новых пассажиров и на другие виды городского транспорта, так как речные маршруты будут полностью находиться в московской транспортной системе. При этом такие речные трамваи не будут конкурировать с прогулочными и экскурсионными судами, уточнял заммэра.
Почему Лебедев заинтересовался речными судами
Компания «Эмпериум», владеющая одноименной верфью, была зарегистрирована в ноябре 2019 года и расположена в городе Отрадном Ленинградской области.
Ее крупнейший совладелец Андриан Правдин (ему принадлежит 31,6%) — гендиректор и основной акционер питерского ООО «НПК Морсвязьавтоматика», разработчика электросудов. Правдин собирался привлечь в проект «Роснано» и ВЭБ. «Проект нам видится не только как локальное строительство нескольких судов. Электросуда должны работать по всей России и выходить на мировой рынок. Такой мощный государственный институт, как ВЭБ, может стать очень серьезной поддержкой в этом проекте», — говорил он в ноябре 2020 года. «В настоящий момент ведутся переговоры по структурированию юридической формы сделки», — сообщили в фонде VEB Ventures (входит в группу ВЭБ.РФ). РБК направил запрос в пресс-службу «Роснано».
Второй по размеру акционер Emperium — фирма «Кедр», связанная с Национальной резервной корпорацией (НРК) Лебедева, — ей принадлежит 25,22% с момента создания компании. Лебедев владеет долей в верфи через «Кедр», пояснил РБК источник в НРК. Летом 2020 года бизнесмен в качестве учредителя Emperium подписал контракт на поставку пяти скоростных катамаранов Ecocruiser с председателем совета директоров «ВодоходЪ», бывшим замминистра транспорта Виктором Олерским. Закладка первого из пяти судов состоялась 27 июня 2020 года. Эти катамараны могут выйти на маршруты в Санкт-Петербурге в 2022 году, говорил замгендиректора «Водохода» Юрий Костин.
Лебедев инвестировал в этот проект около 1 млрд руб., говорит источник в НРК. Помимо бизнесмена и Правдина остальными акционерами Emperium являются еще пять физлиц, следует из данных ЕГРЮЛ.
«Верфь построена с нуля и на днях получила сертификат от Ростехнадзора. Серийное производство запущено: на стапелях находится около десяти судов [на электротяге] в разной степени готовности», — продолжает источник в НРК. По его словам, весной 2022 года должна заработать дополнительная площадка для отверточной сборки корпусов судов на Чеховском заводе энергетического машиностроения (принадлежит НРК). Emperium также может разместить заказы на производство судов на Верхнекамском судостроительном комплексе в Пермском крае, добавляет собеседник РБК.
Сейчас портфель заказов Emperium достиг почти 30 судов на общую сумму около 6 млрд руб., отмечает источник в НРК. Кроме производства речных трамваев Ecobus для Москвы и скоростных катамаранов Ecocruiser для Петербурга верфь хочет поставить один Ecocruiser для обслуживания чемпионата мира по футболу в Катаре, который должен состояться в конце этого года, и начать производство судна для перевозок по озеру Байкал.