Александр Лебедев, совладелец Национальной резервной корпорации:
- Да, при условии что объединение возглавит Собянин и будет составлен четкий план развития всей территории. Надо строить недорогое социальное малоэтажное жилье, разрабатывать единую транспортную логистическую структуру. Но разделение Подмосковья -- нелепая идея. Наоборот, по всей стране надо выравнивать региональные диспропорции.
Валерий Гальченко, депутат Госдумы, первый заместитель руководителя ЦИК "Единой России":
- Не вижу ни одного аргумента за объединение Москвы и области как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Подобных попыток было множество, и все они, как правило, преследовали сиюминутные цели. Смысла в этом не было и нет.
Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области:
- Лучше, но это решать президенту и руководству страны, да еще и желательно провести референдумы. Вопрос не первостепенный, но в принципе объединение пошло бы на пользу. А присоединение части Подмосковья к нашей области было бы логично, да и приблизило бы нас к Москве.
Галина Хованская, член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям:
- Не будет, если состоится простое объединение Москвы и области. Социальная сфера просядет, что вызовет недовольство москвичей. Управлять таким государством в государстве будет очень сложно. Правильнее было бы выделить в самой Москве центральную часть с особым статусом, а дальше расширять границы города на территорию Московской области. Но прежде чем идти на радикальные шаги, нужно провести референдум.
Александр Лебедев, совладелец Национальной резервной корпорации:
- Да, при условии что объединение возглавит Собянин и будет составлен четкий план развития всей территории. Надо строить недорогое социальное малоэтажное жилье, разрабатывать единую транспортную логистическую структуру. Но разделение Подмосковья -- нелепая идея. Наоборот, по всей стране надо выравнивать региональные диспропорции.
Борис Надеждин, член федерального политсовета партии "Правое дело":
- Жители Подмосковья выиграют, а Москвы -- проиграют, нагрузка на столичный бюджет сильно возрастет. Может подняться подмосковный бизнес, приняв участие в столичных программах поддержки предпринимательства. Если только его не поглотят более конкурентоспособные московские бизнесмены. Ситуация похожа на вступление России в ВТО: кто-то будет раздавлен и выброшен с рынка, а кому-то удастся укрепить свои позиции.
Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко":
- Смотря при каких условиях -- одним перекраиванием границ все проблемы не решатся. Да, нужно создавать единую Московскую область. Но начинать надо с реализации централизованной дорожно-транспортной политики, строительства, а также с увеличения прав местного самоуправления. А проект ЛДПР -- верх несправедливости по отношению к жителям дальнего Подмосковья.
Павел Лунгин, режиссер:
- Вряд ли. Москва и без того огромный мегаполис, с которым мы никак не можем разобраться и навести в нем порядок. А присоедини к нему область - получится неповоротливая, трудноуправляемая конструкция с колоссальным чиновничьим аппаратом. Так что объединение никаких проблем не решит, зато создаст новые. Насколько я знаю, ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке таких объединительных процессов нет.
Сергей Канаев, руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России:
- Не знаю, как в целом, но на транспорте объединение отразится позитивно. Сейчас планы столицы и Подмосковья разрабатываются независимо, и только потом исходя из реалий их приходится состыковывать. Единое управление и Генплан позволили бы это делать быстрее, лучше и дешевле, даже откаты сократились бы. Возможно, сначала нужно объединить регионы не полностью, а слить только департаменты транспорта.
Анатолий Лукьянов, член ЦК КПРФ, в 1990-1991 годах председатель Верховного совета СССР:
- Ситуация спорная, поэтому торопиться с объединением не надо. Слишком много нерешенных проблем. Отношения с областью, испорченные из-за прежнего мэра, нормализуются медленно. Для начала надо хотя бы разобраться, кому принадлежит МКАД, каков статус у Зеленограда и других анклавов.