Александр Лебедев — о результатах голосования россиян, а также об организации в поддержку журналистов The Journalism Foundation, которая на днях была основана в Лондоне.
Это, как сказано на сайте организации, независимый благотворительный фонд, который продвигает, развивает и поддерживает свободную и независимую журналистику во всем мире.
«Мы верим, что свободная пресса — это существенный инструмент демократии, и цель организации — показать журналистику с хорошей стороны, поддерживая проекты, которые прямо и позитивно влияют на жизни людей», — говорится в обращении фонда. Также предполагается, что организация будет отмечать работу журналистов ежегодной премией.
Возглавил The Journalism Foundation британский журналист, бывший редактор The Independent Саймон Келнер.
К созданию организации приобщился известный российский бизнесмен и медиамагнат Александр Лебедев. «День» связался с Александром Евгеньевичем и, пользуясь случаем, поговорил с ним не только о новой организации, но и о выборах в России.
— Как один из учредителей и доноров этой организации я мечтаю, чтобы усилия журналистов, которые ведут расследования в области борьбы с глобальной коррупцией, поддерживались в первую очередь, — отметил Александр Лебедев. — Я поддерживаю и другие задачи и цели нетаблоидной журналистики. Однако если на международном уровне не будет активизирована борьба с коррупцией, эта проблема так и останется неразрешенной. А ведь коррупция несет гораздо больше угрозы стабильности экономики, чем, например, греческий и итальянский долги вместе взятые. Речь идет о 5—10 трлн долларов, которые «болтаются» в тайных и темных каналах, не подлежащих регулированию. Эти деньги не видят ни регуляторы, ни политики, ни надзорные органы. Только в Лондоне наберется 30 млрд долларов, которые были собраны и похищены через коррупционные и мошеннические схемы в Российской Федерации. Фамилии людей, причастных к этому, всем известны. И что с этим делать? Обычные пути — судебное или уголовное преследование — вообще ничего не дают. Единственный случай — пример бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко. Он почти закончил отбывать свой срок, но деньги, которые были арестованы ФБР, так и не возвращены украинскому народу. Недавно я читал его приговор. Со времени ареста Лазаренко прошло лет 12. И это, наверное, самый эффективный пример расследования чиновнической коррупции.
Если кто-нибудь будет заниматься «РосУкрЭнерго» в Украине или в Венгрии, Европе или России или будет расследовать историю с банком БТА и Аблязовым, банком Москвы, мы их поддержим.
Из России, по моим подсчетам, за последние 6—7 лет ушло минимум 500—600 млрд долларов. Они же где-то находятся!
Мы сделали большую публикацию расследований десятков журналистов в различных странах — от Англии до Новой Зеландии, России и Америки. В «Новой газете» об этом написал Роман Анин. Думаете, от этого есть какой-то эффект? Нет. А некоторые государственные ведомства, которые должны этим заниматься, либо просто делают вид, либо приходят к журналистам и требуют доказательств, которые приемлемы в судах. Но у журналистов их нет и нет ресурсов, чтобы нанять детективное агентство, они не могут возбуждать уголовные дела и платить юристам. Зато у тех, кто присвоил триллионы, очень много адвокатов. Им дают политические убежища в Лондоне. Они говорят, что в странах, из которых они прибыли, режимы гнилые, отбирают у них что-то. Сейчас выходит смешная ситуация — не только московский режим у них что-то отбирает, но также литовский и латвийский. Интересно, как Европа разрешит такую ситуацию. Речь идет о преднамеренном банкротстве двух банков: Snoras и Krajbanka. Этим сначала занимались бывшие россияне, которые затем решили попрактиковаться в Европе. Интересно, английский суд тоже примет точку зрения, что всему виной — режимы стран-членов Евросоюза — Латвии и Литвы?
Я хочу заниматься темой международной коррупции, ведь глобальная коррупция — хуже апартеида. Есть еще темы изменения климата, нелегальных квот на вылов рыбы, экологии, войны, работорговли, наркотиков — все это темы для журналистов. К сожалению, в современном мире больше не на кого надеяться. Очень мало политиков могут в действительности сравниться с журналистами в расследовании и дойти до каких-то общественных результатов крупнейших человеческих трагедий.
Результаты выборов в России Александр Лебедев комментирует просто: «Это не выборы».
— Это какая-то декорация, весьма ходульная, — говорит бизнесмен. — Ведь бывают декорации действенные в театральных постановках в важных частях спектакля, а есть совсем эфемерные. Популярность самой партии и ее лидеров резко снизилась. Это совершенно однозначно.