Он стал площадкой для конструктивного общения представителей малого и среднего предпринимательства, органов власти, градообразующего предприятия, некоммерческих организаций, приглашенных экспертов и бизнес-консультантов.
Организатором события выступило Агентство развития Норильска при поддержке компании «Норникель».
10 декабря на встрече с инвесторами участники говорили о региональных программах развития малого и среднего бизнеса, арктических преференциях, консультационной поддержке предпринимателей, драйверах экономического роста и потребностях бизнеса на Таймыре. На трех круглых столах разбирали перспективные проекты и идеи для инвестирования по трем приоритетным направлениям: высокотехнологичное предпринимательство, туризм и креативных индустрии.
11 декабря, в основной день форума, речь шла о сложностях и возможностях предпринимательства на Таймыре.
Первым делом руководители города, компании «Норникель» и АРН представили бизнесменам долгосрочные планы развития территории и градообразующего предприятия.
«Норильск сейчас стоит на пороге больших перемен и эти перемены нам необходимо реализовывать вместе с горожанами, с малым, средним бизнесом и предприятиями, которые заходят на территорию города. Очень важно получить обратную связь представителей норильского бизнеса, потому как необходимо, чтобы развивался наш местный бизнес, не только иногородний. Для этого нужно понять, какие в данной сфере существуют сложности и попытаться на перспективу их решить.
Помимо комплексного плана социально-экономического развития у города есть и собственные программы, которые необходимо реализовывать. Ежегодно мы закладываем финансирование на различные ремонты объектов муниципальной собственности. Сложности те же, что и в случае с комплексным планом: отсутствие необходимого количества подрядных организаций, которые могли бы в полном объеме выполнить то, что хочет город. Норильску нужны предприятия, которые могли бы способствовать его развитию. Город готов идти навстречу и всячески способствовать такому бизнесу», – подчеркнул Глава Норильска Дмитрий Карасев.
Спикеры категорично развенчали миф о планах по превращению Норильска в вахтовый поселок. Так, Алексей Девочкин, заместитель директора ЗФ «Норникеля» по научно-техническому развитию, отметил, что «работа вахтовым методом не даст того высокого результата, которого мы сегодня добиваемся», добавив, что определенные виды работ, например, связанные со строительством, будут выполняться с привлечением вахтовиков.
Директор департамента соцполитики «Норникеля» Игорь Сухотин рассказал о мерах поддержки предпринимательства в городах присутствия Компании, в том числе в период пандемии, о перспективах, открывающихся перед местным бизнес-сообществом в связи с планами «Норникеля» по привлечению дополнительных восьми тысяч сотрудников, и пожелал «уверенности, настойчивости и последовательности в достижении целей».
«Требования к качеству жизни ежегодно растут во всем мире. Потому Норильску нельзя оставаться моногородом с узкими сценариями жизни. У города есть амбиции стать лидером устойчивого развития Арктики. Здесь должны появляться новые сценарии жизни и новые виды бизнесов», – отметил Максим Миронов, директор Агентства развития Норильска.
В рамках открытой дискуссии бизнесмены интересовались перспективами увеличения пропускной способности Дудинского морского порта, строительства участка железной дороги, который бы соединил Таймыр с большой землей, повышения скорости норильского Интернета. Участники задавали вопросы о развитии норильского аэропорта, реформировании системы общественного транспорта и возобновлении производства стройматериалов в Норильске.
Искренним и полезным было выступление общественного омбудсмена в сфере малого и среднего бизнеса при президенте РФ, основателя сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон» Анастасии Татуловой. Она делилась собственным опытом выживания в пандемию. О сохранении и развитии бизнеса в условиях ограничений говорил Анатолий Ващенко, директор холдинга Bellini Group, учредитель Школы ресторанного менеджмента.
Собственные истории взлетов и падений местные предприниматели представили в формате вдохновляющих кейсов и фейл-шоу. Завершил форум творческий тренинг, основанный на оркестровых методиках, призванный сплотить бизнес-сообщество.
Первый норильский бизнес-форум позволил местным предпринимателям определить перспективные ниши, наладить полезные деловые контакты и получить консультации приглашенных специалистов.